Основные принципы работы САУТ-ЦМ

И Н С Т Р У К Ц И Я

О порядке пользования локомотивной

Аппаратурой системы автоматического

Управления торможением поездов

                                           САУТ-ЦМ/485

 

 

                                               

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

1. Общие положения ……………………………………………………. 3

2. Основные принципы работы САУТ-ЦМ …………………………… 4

3. Основные эксплуатационные требования,

предъявляемые к САУТ-ЦМ ….……………………………………... 9

4. Использование САУТ-ЦМ по назначению........................................ 10

     4.1 Эксплуатационные ограничения ………………………………….. 10

4.2. Подготовка САУТ-ЦМ к использованию ……………........…....... 11

     4.3. Порядок включения и проверка работоспособности

         САУТ-ЦМ ………..………………………………………………… 11

4.4. Порядок пользования САУТ-ЦМ...………………...…………….. 12

4.4.1. Порядок действий перед отправлением ………………….... 12

4.4.2. Порядок действий при движению по участку,

     оборудованному путевыми устройствами САУТ ………… 13

  4.4.3. Порядок действий при движении по участку,

            необорудованному путевыми устройствами или

            с неисправными путевыми устройствами САУТ …….…... 14

4.5. Порядок выключения САУТ-ЦМ ………………………………..... 15

4.6. Действия при нарушениях в работе САУТ-ЦМ  …………….…… 16

5. Совместная работа САУТ-ЦМ с КЛУБ, ТСКБМ и ПСС..…………. 19

6.Особенности расшифровки записи работы САУТ-ЦМ на

ленте скоростемера 3СЛ-2М и диаграммной ленте КПД-3 ……….. 20

 

Приложение №1. Примерная форма штампа-справки на право

                   пользования САУТ-ЦМ...........................………… 21

Приложение №2. Перечень блоков САУТ-ЦМ подлежащих

                        проверке  машинистом на наличие и

                        сохранность пломб....................................………... 22

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕИЯ

                                               

     1.1 Настоящая   Инструкция   определяет   порядок   пользования    локомотивной аппаратурой    системы     автоматического     управления    тор­може­нием    поездов САУТ-ЦМ/485 (далее - САУТ-ЦМ).

САУТ-ЦМ предназначена для повышения безопасности движе­ния, увеличения    пропускной    способности   железнодорожных   участков,   улучшения усло­вий труда локомотивных бригад. САУТ-ЦМ использует показания локомотивных свето­форов авто­матической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) или показания комплексного локомотивного устройства безопасности КЛУБ, КЛУБ-У (КЛУБ), принятые от путе­вых устройств АЛСН, а также информацию, принятую от путевых устройств САУТ.

1.2. САУТ-ЦМ имеет различные исполнения в зависимости от локомотива, на котором она используется.

Обобщенный состав САУТ-ЦМ приведен в таблице 1.

                                                                                                              Таблица 1

Наименование

 

Обозначение

 

          Количество, шт. на

одну секцию 2-х секцион. локомотива однокузовн. локомотив  

головной

вагон

МВПС

Блок электроники и коммутации БЭК-САУТ-ЦМ 98Ц.03.00.00 1

1

1
Датчик угла поворота ДПС-У ПЮЯИ.468179.001 2

2

2
Блок связи БС БС-САУТ-ЦМ или БС-ДПС ПЮЯИ.426.436.002 01.Б.01.00.00 1

1

1
Антенна Ан-САУТ-УМ             или Антенна резервного устройства безопасности РУБ 1) ГУ5.099.008   РБВУ.00.03.00 1   2

1

 

4

1   2
Пульт машиниста ПМ-САУТ-ЦМ/485 98Ц.04.00.00 1

2

1
Пульт управления ПУ-САУТ-ЦМ/485 98Ц.05.00.00 1

2

1
Блок согласования с АЛСН БС-АЛС    или Блок согласования с КЛУБ БС-КЛУБ 2) 98Ц.07.00.00   100Ц.01.00.00   1

1

1
Блок согласования с ЦКР БС-ЦКР 98Ц.06.00.00 1

1

1
Приставка электропневмати- ческая 206   или Приставка электропневмати- ческая ПЭ 206М 206.000   ПЮЯИ.667721.002 1

2

1
Блок коммутации  БК-САУТ-ЦМ/485 98Ц.08.00.00 -

1

-
Датчик давления избыточного ДДИ-1 или преобразователь давления измерительный ДД-И-1,00 ПЮЯИ.406222.002   ЮГИШ.406239.001 4

6

2
Источник электропитания Локомотивной электронной аппаратуры ИП-ЛЭ   1

1

1
Разветвитель сигналов ДПС РС-ДПС 3) ПЮЯИ.468528.001  

 

 
Блок согласования с МСУД БС-МСУД 4) 99Г.09.00.00 1

1

1
Блок отключения тяги электронный БОТ-Э ПЮЯИ.468347.004 -

15)

-
Резервный блок входных устройств РБВУ 1) РБВУ.00.00.00 1

2

1
Комплект кабелей ПЮЯИ.668431.005 1

1

1
Комплект монтажных частей ПЮЯИ.668442.007 1

1

1
           

 

1)  Может входить в состав САУТ-ЦМ в комплекте резервного устройства безопасности РУБ.

   2) Входит в состав САУТ-ЦМ вместо БС-АЛС для локомотивов и МВПС с КЛУБ-У.

3) Входит в состав САУТ-ЦМ для локомотивов и МВПС имеющих более двух потребителей

сигналов ДПС.

  4) Входит в состав САУТ-ЦМ для локомотивов и МВПС оборудованных микропроцессорной системой управления движением МСУД.

  5) Входит в состав САУТ-ЦМ для электровозов ЧС2.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ САУТ-ЦМ

         

2.1. Контроль за движением и автоматическое управление торможением САУТ-ЦМ осуществляет из кабины, в которой производится управление локомотивом.

2.2. Контроль за движением поезда осуществляется постоянно путем сравнения фактической скорости движения Vф. и допустимой (программной) Vдоп. Для формирования скорости Vдоп. используются сигналы, поступающие от:

     путевых устройств САУТ через антенну Ан-САУТ-УМ или антенну РУБ (антенна). Поступивший от путевого устройства сигнал после усиления и преобразования используется для получения САУТ-ЦМ информации о длине расположенного впереди блок-участка, установленной по нему скорости движения и приведенном уклоне;

     датчиков угла поворота ДПС-У. Преобразованный сигнал информирует

САУТ-ЦМ о пройденном пути по контролируемому участку, текущей скорости и ускорению поезда;                

     Информация о показаниях на локомотивном светофоре (ЛС) АЛСН или на блоке индикации локомотивном (БИЛ) КЛУБ;

Примечание: При наличии на локомотиве в составе САУТ-ЦМ резервного устройства безопасности РУБ в случае отказа устройств АЛСН или КЛУБ, САУТ-ЦМ в выполнении своих функций руководствуется сигналами, поступающими от РУБ.

     датчиков давления (ДД). Сигнал информирует о величине разрядки тормозной магистрали (ТМ) при управлении САУТ-ЦМ пневматическим тормозом (ПТ) через приставку электропневматическую (ПКМ) или о наполнении тормозных цилиндров (ТЦ) при управлении САУТ-ЦМ электропневматическим тормозом (ЭПТ);

     схемы контроля исправности ЭПТ. Присутствие этого сигнала ориентирует САУТ-ЦМ на автоматическое управление электропневматическим тормозом поезда;

     цепей управления локомотивом по сигналам "Тяга", "ХВП", "ХНЗ" и "Рекупер".

Примечание: 1. Сигнал "Тяга" поступает в САУТ-ЦМ на всех позициях моторного режима, кроме нулевой. Начало движения при отсутствии сигнала "Тяга" воспринимается САУТ-ЦМ как самопроизвольное движение.

2. Для однокузовного двухкабинного локомотива наличие сигнала "ХВП" ("ХНЗ) ориентирует САУТ-ЦМ на контроль за движением поезда и управление тормозами из той кабины, из которой производится управление поездом. Для двухсекционных локомотивов сигнал "ХНЗ" отсутствует, т.к. управление движением поезда из другой секции (не первой по ходу движения) запрещен.

 

2.3. Автоматическое управление торможением, на основе поступающей информации, САУТ-ЦМ осуществляет выдачей следующих команд:

     «ОТКЛЮЧЕНИЕ ТЯГИ». Данная команда приводит к разбору схемы моторного режима локомотива;

     «ПЕРЕКРЫША». Данной командой осуществляется подготовка тормозной схемы к последующему торможению. При управлении пневматическими тормозами (ПТ) обесточивается отпускной вентиль (ОВ) приставки электропневматической (ПКМ). При управлении электропневматическими тормозами (ЭПТ) перекрыша осуществляется путем подачи питания на реле отпуска (РО);

     «СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ». При управлении пневматическим тормозом осуществляется ступень служебного торможения путем обесточивания тормозного вентиля (ТВ) ПКМ. При управлении ЭПТ осуществляется ступень

служебного торможения путем подачи питания на реле торможения (РТ);

              «ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ». Данной командой обесточивается катушка электропневматического клапана (ЭПК).

2.4. САУТ-ЦМ обеспечивает измерение фактической эффективности пневматического тормоза (ПТ) на грузовых и пассажирских (при использовании ПТ) поездах и формирует допустимую скорость движения Vдоп с учетом тормозного коэффициента Jр. Измерение Jр САУТ-ЦМ производится при каждом торможении поезда, начиная с пробы тормозов при условиях оговоренных в п.4.4.2.3.

2.5. САУТ-ЦМ обеспечивает отображение следующей информации на пульте машиниста (ПМ):

     индикатор ВКЛ горит зеленым цветом. При этом САУТ-ЦМ находится во включенном состоянии (тумблер "САУТ" находится в положении "ВКЛ"). Цепи САУТ-ЦМ подключены к цепям управления локомотивом (тумблер на пульте управления (ПУ) находится в положении "САУТ"). Имеются соответствующие показания на индикаторах "Vф,км/ч", "S,м" и "Vдоп,км/ч";

     индикатор ВЫКЛ горит красным цветом. При этом САУТ-ЦМ находится во включенном состоянии (тумблер "САУТ" находится в положении "ВКЛ"). Цепи САУТ-ЦМ отключены от цепей управления локомотивом или МВПС (тумблер на ПУ в положении "АЛС"). Показания на индикаторах "Vф,км/ч", "S,м" и "Vдоп,км/ч" отсутствуют;

     мигающая красная точка в правом верхнем углу поля индикатора "S,м". Неактивное состояние САУТ-ЦМ в нерабочей кабине однокузовного двухкабинного локомотива;

     мигающий режим работы индикаторов "S,м" и "Vдоп,км/ч". При отключении аппаратурой САУТ-ЦМ питания катушки ЭПК;

     текущее расстояние, измеряемое САУТ-ЦМ от точки расположения локомотива, движущегося по блок-участку (станционному пути) до точки прицельной остановки. Это расстояние отображается на индикаторе "S,м". Величина расстояния изменяется от максимального значения в начале блок-участка (станционного пути) до нулевого значения в точке прицельной остановки.

Примечание: Точка прицельной остановки - это расчетная точка, в которой должен остановиться поезд при выполнении торможения САУТ-ЦМ без вмешательства со стороны машиниста.

На участке, не оборудованном путевыми устройствами САУТ или на блок-участках (станционных путях) с неисправными путевыми устройствами при движении поезда по "зеленому" или "желтому" показанию ЛС (БИЛ) на индикаторе "S,м" отображается нулевое значение. При смене "желтого" показания на "красно-желтое" или "белое", "красно-желтого" на "красное" на индикаторе "S,м" отображается запись расстояния Lmin;

 

Примечание: Lmin – это введенная в САУТ-ЦМ длина самого короткого блок-участка на участке обращения локомотива для данной железной дороги.

     фактической скорости движения поезда Vф. с отображением показаний

на индикаторе "Vф,км/ч";

     допустимой скорости движения поезда Vдоп. с отображением показаний на индикаторе "Vдоп,км/ч";

     тормозного коэффициента Jр с отображением показаний на индикаторе "S,м" при нажатой и удерживаемой кнопке "КОМПЛЕКТ";

     запрещение отпуска тормозов при загорании трех индикаторов "ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА";

     показания сигналов путевых устройств АЛСН (для модифицированного пульта машиниста САУТ-ЦМ) на локомотивах, оборудованных резервным устройством безопасности (РУБ).

По умолчанию (после включения САУТ-ЦМ) на индикаторах "S,м", "Vф,км/ч"

и "Vдоп,км/ч" отображаются показания выдаваемые первым комплектом

САУТ-ЦМ. Для отображения на индикаторах показаний второго полукомплекта САУТ-ЦМ следует кратковременно нажать кнопку "КОМПЛЕКТ".

     2.6. Для управления работой САУТ-ЦМ в случаях описанных ниже в настоящей Инструкции применяется кратковременное (не более 1 с) нажатие на кнопки "К20", "ОС", "ОТПР" и "ПОДТЯГ" на ПУ.

2.7. САУТ-ЦМ обеспечивает выдачу следующих речевых сообщений:

 

1. Впереди зеленый;                                 13. Впереди нейтральная вставка;

2. Внимание! Впереди желтый;              14. Впереди токораздел;

3. Внимание! Впереди красный;            15. Впереди мост;

4.  Внимание! Красный;                          16. Впереди платформа;

5.  Внимание! Белый;                                           17. Впереди путепровод;

6.  Внимание! Начало движения;           18. Впереди переход;

7.  Сигнал;                                                 19. Впереди газопровод;

8.  Впереди переезд;                                 20. Впереди ПОНАБ;

9.  Впереди станция;                                21. ПОНАБ зеленый;

10.  Впереди опасное место;                      22. Внимание! ПОНАБ желтый;

11. Отключи тягу;                                       23. Внимание! ПОНАБ красный"

12. Проба тормозов;                                   24. Впереди тоннель.

 

При речевых сообщениях, начинающихся словом "ВНИМАНИЕ" САУТ-ЦМ требует подтверждение бдительности от машиниста, нажатием на рукоятку бдительности (РБ или РБС - для КЛУБ).

При речевых сообщениях, возникающих при смене кодов АЛСН и связанных с показаниями ЛС (БИЛ) звукового сигнала ЭПК не будет, если нажать на РБ (или РБС для КЛУБ).

2.8. САУТ-ЦМ осуществляет контроль за движением поезда с выдачей соответствующих команд в следующих поездных ситуациях:

При достижении допустимой скорости движения поезда в моторном режиме по "зеленому" показанию ЛС (БИЛ) (Vф.=Vдоп.) км/ч выдает речевое сообщение "Отключи тягу".

При превышении Vдоп в моторном режиме на 2 км/ч (Vф.=Vдоп.+2) км/ч –

обеспечивает "отключение тяги".

При превышении Vдоп. на 5 км/ч (Vф.=Vдоп.+5) км/ч - обеспечивает служебное торможение;

Примечание: Программно в САУТ-ЦМ закладывается величина максимально-допустимой скорости движения по "зеленому" показанию ЛС (БИЛ) Vmax, которая равна Vmax=Vдоп.+2 км/ч; где величина Vдоп. - допустимая скорость движения по "зеленому" показанию ЛС (БИЛ) на данной дороге (данном участке дороги) для грузового или пассажирского движения.

При достижении допустимой скорости движения поезда в моторном режиме (Vф.=Vдоп.) по "желтому" показанию ЛС (БИЛ) на расстоянии необходимого тормозного пути до светофора с «желтым» показанием выдает речевое сообщение "Отключи тягу".

При превышении Vдоп. в моторном режиме на 2 км/ч (Vф.=Vдоп.+2) км/ч - обеспечивает отключение тяги.

При превышении Vдоп. на 4 км/ч (Vф=Vдоп+4) км/ч - обеспечивает служебное торможение;

Примечание: Программно в САУТ-ЦМ закладывается величина допустимой скорости проследования светофора по "желтому" показанию ЛС (БИЛ) Vкж, которая равна Vкж.=Vдоп.+2 км/ч; где величина Vдоп. - допустимая скорость проследования путевого светофора с "желтым" показанием на данной дороге (данном участке дороги) для грузового или пассажирского движения.

При движении поезда в моторном режиме по «красно-желтому» показанию ЛС (БИЛ) САУТ-ЦМ отключает тягу на расстоянии необходимого тормозного пути до светофора с запрещающим движение показанием и служебное торможение до полной остановки поезда перед светофором.

При движении поезда в моторном режиме по «желтому» показанию ЛС (БИЛ) САУТ-ЦМ отключает тягу на расстоянии необходимого тормозного пути до входного светофора железнодорожной станции (далее – станция) с показанием "два желтых" и выполняет служебное торможение до скорости Vдоп. при проследовании входного светофора. Величина этой скорости рассчитывается САУТ-ЦМ в зависимости от величины ограничения скорости движения по стрелочному переводу и расстояния от стрелочного перевода до входного светофора, и не превышает скорости Vкж;

     При движении поезда в моторном режиме по станционному пути САУТ-ЦМ отключает тягу на расстоянии необходимого тормозного пути до начала ограничения скорости движения по станционному пути и выполняет служебное торможение до величины ограничения скорости движения по станционному пути. На расстоянии необходимого тормозного пути до выходного светофора с запрещающим движение показанием обеспечивает служебное торможение до полной остановки поезда перед светофором;

     При смене показания ЛС (БИЛ) на более разрешающее САУТ-ЦМ снимает ограничение скорости и переходит к программе соответствующей этому показанию ЛС (БИЛ);

     При "самопроизвольном" начале движения поезда (в режиме выбега) на расстояние более 3 м обеспечивает служебное торможение;

     При сбое в работе связанном с неисправностью (САУТ-ЦМ не может выполнять свои функции по обеспечению безопасности движения) САУТ-ЦМ обеспечивает служебное или экстренное торможение.

     2.9. При реализации команды САУТ-ЦМ "СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ" осуществляется ступень торможения через (ПКМ) с разрядкой ТМ на величину (0,07 ± 0,02) МПа для грузового поезда и на величину (0,05 ±0,02) МПа для пассажирского поезда. Если тормозное усилие оказывается недостаточным, САУТ-ЦМ может осуществлять дополнительную разрядку ТМ ступенями 0.04...0,05 МПа.

     На электропоездах и пассажирских поездах (с задействованным ЭПТ) реализация команды "СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ" осуществляется ступенью торможения через ЭПТ с давлением в тормозных цилиндрах (0,15 ±0,1) МПа.

     При исправном САУТ-ЦМ и правильных действиях машиниста торможение, произведенное САУТ-ЦМ не является нарушением.

2.10. Перевод тумблера на ПУ в положение САУТ или АЛС (тумблер САУТ-ЦМ в положении ВКЛ), нажатие на любую из кнопок ПУ, а также проезд исправного путевого устройства регистрируется на ленте скоростемера 3СЛ-2М или диаграммной ленте блока индикации (БИ) КПД-3 или на кассете регистрации БИЛ КЛУБ-У.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: