Составление рассказа по графической схеме

На доске выставляются различные графические схе­мы предлогов. Логопед предлагает детям составить рассказ по какой-либо теме (например, «Как Вова гулял», или «Про­гулка на велосипеде», или «Куда ездила машина»).

 

Игра «Умная стрелка» (закрепление согласования глагола и существительного в числе).

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие (копает, рисует, играют, стро­ят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причесывается расческой. И т. д.).

 

           Карточка №38

Игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Логопед: Назовите предметы, про которые можно ска­зать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.); «это моё» (моё платье, моё дере­во, моё пальто, моё кашне и т. д.).

 

Игра «Чьи предметы?» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

На доске картинки с изображением мальчика, девочки, детей. У каждого ребенка предметные картинки (например, кукла, мяч, дерево, шарф, машинка и т.д.). Игра может проводиться в нескольких вариантах.

1-й вариант. Один из детей кладет свою предметную картинку к изображению девочки, мальчика или детей и на­зывает, чей это предмет (например, это ее мишка, или это его мишка, или это их мишка). Игра заканчивается, когда все дети положат свои картинки около изображений детей и правильно назовут словосочетания притяжательных место­имений с существительными.

2-й вариант. Логопед выставляет на доске предметную картинку и называет местоимение: мы, вы, они. Дети называ­ют словосочетание притяжательного местоимения с существи­тельным (наш мишка, ваш мишка, их мишка).

3-й вариант. Около доски выстраиваются две группы детей: одна группа — мы — слева, другая группа — вы — справа. Сначала называет предметы группа слева. Логопед выставляет предметную картинку справа или слева от сере­дины доски и задает одному из детей левой группы вопрос «Чей это предмет?» (Это наш мяч, это ваш мяч, это наша кукла или это ваша кукла.)

Карточка №39

  Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление
согласования прилагательного с существительным).

Логопед называет признак и бросает мяч одному u.i детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, май­ка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

 

 


Карточка №40

Игра в лото «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Игра может проводиться в двух вариантах.

1-й вариант. У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят на карточ­ках предмет этого цвета, затем называют предмет и его цвет (например, у меня красная шапка, у меня красный шар и т. д.).

2-й вариант. У детей карточки, на которых изображе­ны предметы одного цвета. Логопед называет предмет. Дети находят изображение данного предмета у себя на карточках и называют его цвет (например, у меня красная машина, у меня зеленая машина и т. д.).

 

Игра «Найти по цвету» (закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе).

Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного.

Красное — яблоко, платье, пальто, кашне. Желтая — репа, тыква, сумка, дыня.

Зеленый — огурец, кузнечик, лист, куст.

 

 

Карточка №41

Игра «Радуга» (закрепление согласования прилагательного и существительного).

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета.

Логопед: У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда или почти всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оран­жевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

 

Игра «Юный художник» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Дети выбирают себе кружки-краски разного цвета. Затем кладут их на палитру и называют краску: «У меня красная краска» и т. д. Затем детям раздают нераскрашенные картинки овощей (фруктов). Дети должны назвать, ка­кой краской они будут раскрашивать данный овощ или фрукт. Например: «У меня помидор. Он красный, поэтому я возьму красную краску».

Карточка №42

Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать.

Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскраши­вать подсолнух, солнце и т. д.».

 

Игра «Незнайка пришел в магазин» (закрепление согласования прилагательного и существительного, развитие диалогической речи).

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить. Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт? Незнайка: Я хотел купить фрукт. Продавец: Какой он по цвету? Незнайка: Он желтый. Продавец: А какой он по форме? Незнайка: Этот фрукт овальный. Продавец: А какой он по вкусу? Незнайка: Этот фрукт кислый. Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон. Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.

 

 

Карточка №43

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: