А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
Поэма как жанр. Метафора.
«Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), «Повести Белкина»: «Станционный смотритель»
М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.
|
|
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива …», «Ангел», «Молитва».
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Близнецы».
Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.
А.К. Толстой.
«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.
|
|
«Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.
Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах Чехова.
«Край ты мой, родимый край…»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.Жуковский «Приход весны», И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».