Одиннадцатая сивилла – Египетская, или Египтия. Называется же Египтией, потому что родилась в Египетской стране. Собственное её имя было Агриппа, или Тараксандра. В руках своих она всегда носила книгу, возраста была среднего, ходила в красной[85] одежде.
О воплощении Спасителя она так предсказала посредством этих стихов:
Так возлюбил Бог <мир>, что Слово Своё сделал плотью.
И когда Бог совершенный и человек родится,
Тогда Сам вменится с грешниками.
Так Он благоволил для того, чтобы от грехов всех освободить.
Эта сивилла предсказала и о храме Изиды и Сераписа, идолов, которые были в Египте, что он будет разграблен и сожжен, посредством этих стихов:
Изида, богиня трижды несчастная,
Находящаяся при потоках Нила,
Ты как безумная онемеешь
На песке адовом.
Также и о Сераписе она пишет:
И ты, Серапис, будешь завален камнями,
Весьма пострадаешь.
Паденьем великим падешь
В Египте трижды несчастном.
Об этой сивилле пишет Климент Александрийский. В своем “Слове к язычникам” он говорит так: “Сивилла, пророчествуя и сочиняя стихи, увещевает вас через эти стихи:
|
|
В гордыне и безумии вы ходите, и путь правый
И прямой вы оставили, проходя тот путь сквозь терние.
И зачем вы возбуждаете бедствия, о люди суетные? Прекратите,
Оставьте тьму ночи и примите свет.
Также в том же слове он пишет: “Предложу вам учителем пророчицу сивиллу, которая говорит посредством этих героических стихов:
Не лживым Аполлона, вещающего оракулы, которого пустые
Люди богом называют, а он – ложный бог,
Но Богом великим, которого не руки людей сотворили,
Идола немого, подобного каменотесам.
Эта же сивилла предсказала и о разрушении идольских капищ, и преимущественно – о великом храме Эфесском, который был почитаем <одним> из семи чудес света, что он будет разрушен землетрясением и <падет> в бездну.
Упав, возрыдает Эфес, плача у берега
И ища храм свой, которого больше нет.
Об этой сивилле опять выше реченный Климент пишет: “Если не хотите слушать пророчицу сивиллу, то послушайте Гераклита, философа вашего” и прочее.
Также в том же своем слове он пишет: “Вот кто блажен, ибо сивилла посредством этих стихов говорит:
Те, кто не хочет смотреть на все храмы
И на пустые кумиры, сделанные из глухих камней.
И на алтарь из скалы истуканный, рукотворный,
Кровью душ [86] оскверненный и жертвами
Четвероногих и двуногих, птицами и зверями убитыми.
Также в той же книге он пишет: “Откуда научился философ Ксенофонт? Разве не от пророчицы сивиллы, которая так говорит посредством следующих стихов:
Какая плоть может небесного и истинного
очами видеть Бога, Который на небесах обитает?
|
|
Но и против сияния солнца
Люди не могут стоять, будучи смертными ”.
Опять та же сивилла посредством других стихов говорит:
Ложных и пустых, ни дел <рук> человеческих,
Золотых и медных, из серебра и слоновой кости,
Из дерева и из камня идолов мертвых
Они не будут почитать, и то, что смертных вводит легко в соблазн.
Но поднимут к небу руки чистые,
Утром <встают> от одра, всегда лицо омывая водою.
И поклоняться Единому Бессмертному, Который царствует вечно.
Итак, мы выслушали о Египетской сивилле. Теперь послушаем и о последней – Европии.