Седьмая сивилла – Кумская, которую зовут Амальфея или Герофила. Именуется же она Кумской, потому что <родом> из города Кумы, что в Кампании, в стране Италийской. Написала она множество пророчеств и, прежде всего, о Спасителе нашем Христе и о страданиях Его.
Поэтому она изображается носящей в руке книгу и символ с крестом. Такова эта сивилла. О ней пишет Аулгелий в первой книге своей истории таким образом:
"Неизвестная старица, которая достоверно была сивилла Кумская, принесла римскому царю Тарквинию Древнему три книги, или, как пишут иные историки, девять. В тех книгах были записаны предсказания о будущих событиях и о законах римских. Цену же за эти книги она попросила 300 золотых; или, как пишут другие, 300 золотых филиппийских монет, которые считаются за 1000 золотых; иные же пишут, что она просила 1000 золотых. Но царь Тарквиний пренебрег этими книгами из-за большой цены. Она же разгневалась и на виду у него сожгла три книги. И просила за прочие книги ту же цену. Но видя, что поносится царем как безумная, снова сожгла другие три книги и просила за оставшиеся книги ту же цену. Другие пишут, что она сжигала книги четыре раза по две, и осталась только одна книга, и <тогда> царь дал ей за одну книги ту же цену, которую она просила за первые. Царь же, видя великодушие женщины, оставшиеся три книги купил за 300 филиппийских золотых и повелел те книги хранить в Капитолии с великим благоговением.
|
|
Капитолий же был в Риме величественным храмом бога Зевса. И повелел царь, чтобы те книги в необходимых и спорных делах смотрели, как пророческие, 15 первых мужей из сената, потому что пророчества в тех книгах были написаны обо всех будущих событиях. И те книги тиран Стилихон, когда готовил поход и войну против царей Аркадия и Гонория, сына Феодосия Великого, тогда они были им сожжены. Потому Рутилий о нем пишет: "Не только предателя отечества должно казнить мечом из-за предательства, но и потому, что он сжег святое пророческое дело".
Гробница этой сивиллы до сих пор находится и показывается на острове Сицилия.
И <все> восемь её книг – выдающиеся, в них пророчества о всех событиях; но <лишь> одна книга была в употреблении. Потому Вергилий, великий латинский поэт, видевший эту книгу, выбрал из неё множество стихов, которые все были в похвалу Спасителю нашему. Он же написал их в похвалу кесарю Августу, о чем ниже скажем подробнее.
Потому кесарь Август, услышав эти стихи, пошел в то славное капище Аполлона в Дельфы спросить, кто будет царствовать после него. Оракул же отвечал так, как Суида и другие пишут, посредством этих стихов: "Отрок еврейский, царствующий над бессмертными богами, прикажет мне покинуть этот дом и опять сойти в ад. Итак, отойди в молчании от моих жертвенников".
|
|
Поэтому Август, вернувшись из капища, поставил жертвенник в Капитолии и написал на нем такую надпись: "Это храм единородного Бога".
Рассказывается некоторыми такая история. Когда пришла эта сивилла Кумея в великий город Рим, тогда весь город вышел навстречу ей, также и 100 судей из сената. И подойдя, они поклонились ей и сказали: "Мудрость твоя и ум твой велики. Истолкуй же нам ныне, просим тебя, видение, которое мы видели, что это?" Отвечала сивилла и сказала им: "Пойдем в Капитолий и там расскажете мне видение ваше". Придя же, сказали ей так: "Мы видели, что 9 солнц воссияли над землей. 1 солнце мы видели в великом сиянии, яркое и очень большое. 2 – весьма белое[68] и во многих образах. 3 – видом кровавое, как полящий огонь, и весьма великое. 4 – как Тартар и многокровавое. 5 – ярчайшее и блистающее. 6 – видом как мгла и бледное. 7 – страшное и темное. 8 – весьма яркое. 9 солнце – более всех других видом как Тартар". Таково видение наше, итак объяви нам объяснение".
Тогда сивилла стала им говорить: "Девять солнц знаменуют 9 веков и поколений вселенной. Итак, 1 солнце, первого поколения, будет иметь людей золотых: кротчайших, тишайших, незлобивых, праведных. 2 солнце, второго поколения, иметь будет людей серебряных: страннолюбивых, свободных. 3 солнце, третьего поколения, будет иметь людей медных и весьма воинственных до такой степени, что цари восстанут против царей и народ на народ пойдет войной. 4 солнце, четвертого поколения, иметь будет одну чистую и святейшую деву, имя которой будет Мария. И родит она Сына, называемого Иисусом. И восстанут против Него цари Александр Селевк и Ирод. И погубят младенцев, так что река Иордан <вся> будет в крови. И повесят Его на древе. И древо то назовется честным и всеблаженным. 5 солнце, пятого поколения, будет иметь царей лукавых – Антиоха, Тиберия, Гайя, однако построят храмы в Гелиополе и <соорудят> столпы на Ливане. 6 солнце, шестого поколения, иметь будет двух царей на малое время. Потом восстанет другой царь, по имени Константин, грозный и властный воитель. И он победит всех идолов и истуканов и отстроит Византий, и переименует имя города этого, и он станет называться благополучным Константинополем. И в нем все племена, 72 народа, поселятся. Впрочем, не хвались, Византий, ибо трех Х.Х.Х. не процарствуешь. 7 солнце, седьмого поколения, иметь будет епископов колдунов, священников блудников, и лица их будут в бесчестии. Фракия будет опустошена по причине многого сребролюбия от варваров. Испания, Калабрия и Далмация опустеют. 8 солнце, восьмого поколения, иметь будет мор и голод, наводнения и всякое страдание мира. И восстанет царь звероименный, который есть Лев, и песья жена царствующего[69]. Потом восстанет царь иной, имя которого скрыто для народов. Пишется же оно через йоту, то есть "и". И когда воцарится, назовется Анастасием. И восстанут персы, и одолеют города восточные и поразят мечом множество ромеев. 9 солнце, девятого поколения, будет иметь многое пленение и человекоубийство, так что кровь изольется и достигнет[70] моря. И будет взят город ромеев даже до Халкидона и весь Восток будет под игом".
Поколение же у учителей иначе толкуется, поскольку они говорят, что одно поколение – 7 лет, и кровопускание[71] не употребляется у тех, кто имеет два поколения, то есть 14 лет. Согласно историкам, поколение – 30 лет. Поэтому древний царь Нестор, называется троеродным. Потому что, как показывает премудрый Плутарх, каждый род имеет 30 лет, приводя в свидетели философа Гераклита. А Овидий, латинский поэт, считает поколение имеющим 100 лет. Иные же думают, что поколение неисчислимо.
|
|
О трех же выше сказанных сивиллой о Царьграде Х.Х.Х. объясняют так, что на эллинском языке <это> слово, начинающееся с "хера", то есть Хирон Хиристос[72], что означает зло <и> злейшее, и <что> таким образом Царьград от злой участи придет к злейшей. Впрочем, другие толкуют, что это изречение сивиллы значит: не хвались Византий, потому что три Х.Х.Х. не процарствуешь, то есть 1800 лет, которые складываются из числа этих трех херов. И воистину, не достиг <Византий> совершения этого срока царствования, потому что пришли турки, и византийский Рим, то есть Царьград, отняли из рук греческих царей Палеологов в год от Рождества Христова 1453, мая 29 дня, во вторник утром. И таким образом исполнилось и другое предсказание этой сивиллы, и так предзнаменует она пленение то посредством этих стихов:
И ты тогда битву от Асии, о Византий, примешь
И стон тогда восприимешь и неисчислимую кровь.
О пророчестве же этой Кумской сивиллы о благодатнейшем Христовом пришествии известно из того самого стиха Вергилия, великого латинского поэта, который говорит так:
Последний век стиха кумского уже пришел.
Так описала сивилла Кумская славное Христово пришествие и изобильнейший век всяческих духовных благ. Поэтому царь Константин Великий в слове к святому Никейскому собору стихи поэта Вергилия понимал <как сказанные> о Христе.
"Во время, говорит, кесаря Тиберия, воссияло пришествие Спасителя в мир. И таинство священнейшей веры стало процветать, и произросла новая отрасль народа. О ней, думаю, что и великий поэт воспевает посредством этого стиха:
Уже новое рождение с высокого неба пришло.
И прочие стихи он написал о пришествии Христовом. Ибо говорит святой Константин, что поэт прозревал блаженное и непостижимое таинство Спасителя из стихов той же сивиллы. И так понимает блаженный царь, что и Вергилий, языческий поэт, явно проразумел Христово пришествие. А со стихами сивиллы, которые объявляют о Христовом пришествии, бывшие на эллинском языке, согласен пророк Исайя, называвший Христа "цветом от корня Иессея" (Ис. 11:1); потому что, как свидетельствует Лактанций Фирмиан в четвертой книге, об истинной Премудрости, Христе, сивилла предсказала так:
|
|
Процветет же цвет чистый.
И не только цветом называет Христа сивилла, но и всемогущим целителем. Ибо пишет <о Нем, как о> творящем по всякому слову и исцеляющем всякую болезнь. О воскресении же мертвых от Христа и об иных чудесах она говорит так:
Мертвые воскреснут,
И хромые пойдут быстро, и глухой услышит,
И слепой увидит, и заговорит немой.
И опять говорит о чудесах Христовых:
По волнам шествует и исцелит всякую болезнь у людей.
Оживит мертвого и примет много страданий.
И из одного источника хлебом насытит людей.
Этими последними стихами сивилла явно пророчествует о честнейшем таинстве евхаристии, то есть о теле и крови Христовых. Вот, источник есть небесный хлеб, насыщающий всю церковь. Но это можно и иначе истолковать, например, о чудесах Его: как 5000 человек, как бы от некоторого источника, текущего в руках Христа и апостолов, насытились. Впрочем, еще более явно это передавая другими стихами, сивилла говорит:
Пятью хлебами, вместе и двумя рыбами
Мужей 5000 в пустыне насытит.
И оставшихся собрав всех кусков
Двенадцать наполнит корзин к надежде многих.
Также о страдании Христа, о биении по ланитам и плевании, так удивительно прорекла:
В беззаконные руки и неверные потом попадет.
И воздадут Богу ударение в ланиту руками нечестивыми
И устами скверными плевание ядовитое.
Также и о весьма удивительном Его молчании пишет так:
И, будучи биен в латину, молчит, чтобы никто не узнал,
Какое Слово и откуда пришло, чтобы смертным говорить.
Также и о биении Спасителя пишет:
Предает на биение прямое чистое плечо.
Также и о венце терновом так пишет:
И на голове Своей венец понесет терновый.
Также сонмище иудеев отвергнет за то, что Бога своего не познали, чрез эти стихи:
Ибо ты, сонмище самое безумное,
Бога твоего не познал,
Играя в помышлениях мертвых,
Но и терновым увенчал ты венцом,
Горькой желчью ты напоил.
И опять об уксусе и о желчи пишет так:
Вместо пищи желчь, и вместо воды уксус дали.
Нестраннолюбием сию покажет трапезу [73].
Также предсказание пророка Исайи: " мы видели Его, и не было в Нем вида " (Ис. 53:2) и прочее, сивилла передает таковым стихом:
Скорбный, бесчестный, не имеющий вида,
И в скорбях даст надежду.
Также и о раздрании завесы храма предвозвестила так:
И храмовая завеса разорвется, и посреди дня
Ночь будет темная и землетрясение в три часа.
Также и о тридневном воскресении говорит так:
И жребием смерти в три дня совершит умерший.
И тогда из мертвых воскреснет и придет к свету,
Первым начало воскресения показав.
О прекращении же Закона Моисеева так предсказывает:
Но когда всё это совершится, как я сказала,
В Нем весь Закон разрешится.
Все эти стихи <написаны> по-гречески и через них показываются страдания Христа, и воскресение, и чудеса. И это было так удивительно предсказано, что выдающийся и древнейший исповедник Лактанций Фирмиан подробно пишет в четвертой книге <сочинения> "Об истинной премудрости", что <эти стихи принадлежат> действительно сивилле, и этими стихами, как стрелами, она стреляет против неверных народов. Поистине <было так>, что древние не верили, что сивиллы истинные <прорицательницы>, и поэтому пророчества их против язычников он не приводил. Также пишет и Созомен, достоверный греческий историк, во второй книге "Церковной истории"[74]. Подобное и Никифор Ксанфопуло, другой греческий историк, в книге восьмой[75] приводит о всечестном кресте преславный тот стих той же сивиллы:
Это – древо счастливое, на котором Бог распят.
О том, что этот стих был истинным, выше реченный Лактанций подтверждает таким словом:
"У греков считается истинным то, что этот стих <принадлежит> сивилле, потому что и о древе крестном и о значении его сивиллой предсказано".
А божественный Августин в "Слове против иудеев, язычников и ариан" пишет так:
"Да послушаем стихи сивилл, посредством которых страдания Христа Спасителя показаны явно".
То же он пишет и в 18 книге[76] <сочинения> "О граде Божием".
О вышереченном поэте Вергилии тот же Августин в книге 10[77] "О граде Божием" пишет так, приводя его стихи:
Тебе водящему, аще некое знамя будет беззакония нашего.
Суетную непрестанно разрешит боязнь земля [78].
<Августин> говорит, что посредством этих стихов <Вергилий> знаменует Христа, и говорит, что это изречение выдающегося поэта <на самом деле принадлежит> сивилле. Хотя он и пишет от иного лица, однако в действительности прообразует Христа.
Та же сивилла от Святого Духа предрекла следующее пророчество о пресвятой деве через эти стихи:
Уже слова мои, уже последние
Правдивы, и пребудут вечно.
Через них нам Царя знаменуют
И пришествие Его в мир обещает – Того,
Кто с миром с нами будет жить,
И всему миру явится скорбным,
И примет на Себя человеческое тело,
Господу Богу весьма приятное.
Деву возьмет Себе матерью,
Предвидя её праведность.
Придут воистину к нам от невесты спасение,
Послушание, достоинство и чудеса –
Поэтому вместит Господа своего
В пречистое тело своё с неба вышнего.
О той же Кумской сивилле упоминает Агафий <Миринейский>, историк первой Готской войны, и называет её Италийской, жившей около Кум в пещере и там возвещавшей прорицания. Также Эней троянин приходил к ней и был научен обо всем будущем. А Аммиан Марцеллин пишет, что во время царя Юлиана Отступника стихи этой сивиллы были сожжены в городе Эне. Об этой сивилле достаточно. Теперь начнем <повествование> о восьмой.