Первая неделя. 4-17 сентября. Лекция 1. “Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России”. 5 страница

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 - 1789 гг. Первая - дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства. Братства, ставших ее лозунгами.) Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление "царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого "царства разума" должно быть "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности

В Англии в XVII - XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение "Опыт о человеческом разумении" содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда

Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт. как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени. Его секретарем был Давид Юм (1711-1776), а одним из членов - философ и экономист Адам Смит (1723-1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.

Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694-1778), Жан-Жаком Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарлем Монтескье (1689 - 1755). Полем Анри Гольбахом (1723-1789) и др.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов.

В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.

Наиболее видным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804). Кант подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан.

Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании". Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе - в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45-1792), Г.Р. Державина (1743-1816), В.К. Тредиаковского (1703-1768). Представителя. ми этого направления в русской живописи были Ф.С. Рокотав (1735- 1808). Д.Г. Левицкий (ок. 1735-1822).

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Радищев (1749-1802) в своих произведениях (одах, "Путешествие из Петербурга в Москву", 1790) отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

В конце XVII - XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Бах, великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы.Юн до сих пор непревзойденный мастер полифонии.. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - "Саул", "Израиль в Египте"', "Мессия". Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные концерты, сонаты, сюиты..

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

Вольфганг Амадей Моцарт {1756 - 1791) писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать букв.

С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из сераля" (1782), "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1788), "Волшебная флейта" (1791) Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений

Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696 - 1770), крупнейший итальянский живописец XV1I1 в., последний представитель барокко в европейском искусстве.

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты - городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697-1768), прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры ("Прием французского посольства в Венеции"), и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун, - Франческа Гварди (1712-1793) ("Венецианский дворик").

Расцвет национальной школы живописи в Англии - начинается с Уильяма Хогарта(1697-1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин "Карьера проститутки", "Карьера Мота".

Замечательным художником - портретистом этого времени был Томас Гейнсборо (1727-1788). Портретным образам Гейнсборо, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэзия.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением во французском искусстве XVIII в. стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое. насмешливое, вычурное, дразнящее чувство

Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703 - 1770)

Типичные сюжеты его полотен - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы" и т.п.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество - смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое предназначение.

К 18 веку относится и период первоначального накопления капиталла Главным отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала было развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики, которое наложило отпечаток на все стороны общественной жизни того времени.

Наиболее престижной и прибыльной отраслью торговли была внешняя торговля, которая поставляла наиболее дефицитные товары с Востока (пряности, благовония, шелковые ткани, украшения и т.д.).

Другим следствием развития торговли были изменения в сфере производства, как сельскохозяйственного, так и промышленного. Рост торговли требовал большего объема товаров, который не могли обеспечить ремесленные цехи и крепостное сельское хозяйство феодальных вотчин. В промышленности появились новые организационные формы - мануфактуры, организаторами которых были в первую очередь купцы.

К концу эпохи первоначального накопления капитала формируется первая экономическая концепция, получившая название меркантилизм (от итал. Mercante - купец). Она выражала мировоззрение торговой и ссудной буржуазии. Меркантилисты утверждали, что богатством нации являются деньги, а источником этого богатства - внешняя торговля, которую они ставили выше всех остальных отраслей хозяйства.

 


 

Девятая неделя. 30 октября-12 ноября. Лекция 5. “Россия и мир в XIX в”

Разбираемые вопросы:

Россия и мир в XIX в.

 

Доводимые до сведения студентов материалы:

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX В.

XIX в. - это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В то же время связь естествознания с производством становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии. энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта. химической промышленности.

Простой практический опыт все больше дополнялся теоретическим осмыслением производственных процессов и точным инженерным расчетом.

Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона. радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение.

Великие сдвиги, происходившие в XIX в. в развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до первой мировой войны (19I4-1918).

Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии.

Возникли новые отрасли промышленности - электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ.

Банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал.

Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей.

Эпоха становления капитализма - это и новая эпоха в развитии европейский художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм и импрессионизм.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма.

Представители классицизма в немецкой литературе - И.В. Гете и И.Ф. Шиллер.

В живописи представителями классического стиля были французские художники Давид и Энгр.

Гениальным испанским живописцем и гравером был Франциска Гойя (1746-1826)

Классицизм в архитектуре наиболее ярко проявился в России. Ему были присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Наиболее крупными представителями классической архитектуры были М.Ф. Казаков, К.И. Росси, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров.

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. romant - роман) - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в.

Устремленность к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира.Своего расцвета романтизм достиг в 20 - 30- е годы XIX в.

Истинной родиной романтизма была Германия.

Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина". Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов - Р. Шумана (балет "Крейслериана"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана"), П.И. Чайковского(балет "Щелкунчик").

В А н гл и и огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788 - 1824).

В Р о с с и и становление романтизма связано с поэзией Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Его баллады "Людмила", "Светлана" и другие проникнуты идеями дружбы и добродетели свободных от пороков личностей, их долга и любви к Отечеству. Ярчайшим представителем гражданского романтизма был поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826).

Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886). Им созданы оратория "Фауст-симфония", 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70 других музыкальных произведений. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810-1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен Эти композиторы - гордость не только европейской, но и мировой культуры.

В России в первой половине XIX в. творил выдающийся композитор, родоначальник русской классической музыки, основоположник романтизма и реализма в музыке Михаил Иванович Глинка (1804- 1857). Его оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила", симфонические сочинения - "Комаринская", "Испанские увертюры". а также романсы широко известны во всем мире.

РЕАЛИЗМ утверждается в 30 - 40-е гг. XIX з. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но ' к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное: отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены еще А.С. Пушкиным (1799-1837), М.Ю. Лермонтовым (1814 - 1841), Н.В. Гоголем (1809 - 1852). Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были оснбвным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, какЛ.Н. Толстой (1828 - 1910), Ф.М. Достоевский (1821 - 1881), И.О. Тургенев (1818 - 1883). М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889). А.П. Чехов (1860 - 1904) изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни.

Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 - 1901). Его блестящие историко-героические оперы "Сицилийская вечерня" (1854), "Бал-маскарад" (1859), "Сила судьбы" (1861), "Симон Бокканегра" (1857) посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок.

К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма "Отелло" (1886) и комическая опера "Фальстаф" (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием.

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Визе (1838 - 1875) - автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.

Романтические традиции проникли в искусство балета.

С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ.

Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью,физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1902). В своем главном труде - двадцатитомной серии романов ("Ругон Маккары") Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822 - 1896) и Жюль (1830 - 1870) Гонкур, немцы Арно Хольц (1863 - 1929). Герхард Гауптман (1862 - 1946). американцы Стивен Крейн (1871 - 1990), Франк Hoppuc (1870 - 1902) и бельгиец Камиль Лемонье (1844 - 1919).

В конце XIX - начале XX вв. В Европе сложилось новое направление в искусстве - СИМВОЛИЗМ. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844 - 1896), Стефан Малларме (1842 - 1898), Артюр Рембо (1854 - 1891), Ж. Мореас.

В России представителями этого направления были Константин Бальмонт (1867 - 1942), Дмитрий Мережковский (1865 - 1941), Зинаида Гиппиус (1869 - 1945), Федор Сологуб (1863 - 1927), Андрей Белый (1880 - 1934), Валерий Брюсов (1873 - 1924), Иннокентий Анненский (1855 - 1909), Александр Блок (1880 - 1921).

Представители этого направления в искусстве сосредоточивали свое внимание на художественном выражении посредством символов "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к "скрытым реальностям", сверхвременной идеальной сущности мира, его "нетленной красоте". Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось направление в искусстве - ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression - впечатление). Его история сравнительно кратковременная - всего 12 лет (от первой выставки картин, 1874, до восьмой, 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне (1840-1926), Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсаро (1830- 1903), Берт Моризо и др. Они объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве.

В архитектуре в последней трети XIX в. новый тип инженерных конструкций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния, нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем (1832 - 1923) в Париже для Всемирной выставки 1889 г.

Импрессионизм оказал определенное влияние на творчество живописцев основных европейских стран: М. Либгрмана (1847 - 1935) в Германии, К.А. Коровина (1861 - 1939), В.А. Серова (1910 - 1968), Н.Э. Грабаря (1871 - 1960) в России.

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в ПОСТИМПРЕССИОНИЗМЕ. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П. Сезанн, В.Ван Гог и голландец П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Но каждый из них представлял собой яркую творческую индивидуальность и оставил свой собственный след в искусстве.

Так, Поль Сезанн (1839 - 1906) в своих портретах, натюрмортах, пейзажах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизмененные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм. Это нашло отражение в картинах "Берега Марны", "Персики и груша" и др.

Постимпрессионисты Сезанн,. Ван Гог и Гоген оказали большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX - XX вв.

Павел I

Император с 1796 г. Правил (1796 – 1801)

Сын Екатерины II и Петра III. Павел вступил на престол, когда ему исполнилось 42 года.

12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот, Павел I был убит в Михайловском замке в Петербурге. Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел дослал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев.

Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии и жившими на них крестьянами.

Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству.

В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. были приняты два указа, направленные на некоторое смягчение крепостного права: запрещалось заставлять крестьян работать в воскресенье, рекомендовалось ограничить барщину тремя днями, не разрешалось продавать дворовых и безземельных крестьян с молотка.

В 1799 г. был установлен запрет на продажу украинских крестьян без земли.

В 1798 г. губернаторы стали контролировать выборы предводителей дворянства, а в 1799 г. были отменены губернские дворянские собрания. Более того, дворяне лишились иммунитета против телесных наказаний.

Александр I

Правил (1801 – 1825). 12 марта 1801 г. в результате переворота на российский престол вступил Александр I. Старший сын Павла I и вюртембергской принцессы, принявшей в православии имя Марии Федоровны.

К России добровольно присоединилась Грузия (1801 - 1804).

В результате многочисленных войн с Наполеоном, Швецией, Ираном и Турцией в состав государства вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1804 - 1813), часть Польши (1815).

Вместе с Англией, Швецией, Австрией и Пруссией Россия приняла участие в антинаполеоновских коалициях (1805—1807). Несмотря на огромный военный и экономический потенциал, коалиции держав терпели поражения.

Потерпев поражение от французов под Аустерлицем (1805), неудачи под Прейсиш-Эйлау и Фридландом (1807), Россия была вынуждена подписать Тильзитский мир. Договор оказался выгодным только Франции. Для России было неприемлемо и восстановление части независимого польского государства, и разрыв торговых отношений с Англией. Присоединение к континентальной блокаде привело к тому, что за 1808—1812 гг. внешняя торговля России сократилась на 43%.

24—27 июня 1812 г. 448-тысячная армия Наполеона форсировала Неман. Им противостояли 320 тыс. русских войск, разделенных вдоль западных границ нa три группы. Целью Наполеона было не покорение России (он понимал, что такого пространства ему не «переварить»), а подписание с ней выгодного для Франции договора после занятия Минска или Смоленска. Но великий полководец не сумел навязать русской армии решающего сражения и предотвратить соединения ее частей под Смоленском. Французское нашествие вызвало небывалый подъем патриотизма. Война России против наполеоновских войск справедливо называется Отечественной. Русская армия оказывала упорное сопротивление.

После замены на посту главнокомандующего Барклая де Толли М.И. Кутузовым в августе 1812 г. русские войска стали готовиться, к битве за Москву. 7 сентября под деревней Бородино состоялось сражение, по поводу итогов которого до сих пор продолжаются споры историков.

Потери обеих сторон оказались устрашающими: французы – потеряли 58 тыс. человек, наступая, русские – 44 тыс. человек, обороняясь.

Оторвавшись от своих баз, растянув тылы французские войска вошли в Москву, которая была подожжена русскими. Разоренный город оказался для Наполеона ловушкой выходы из которой стерегли войска Кутузова.

7 октября французы покинули Москву. Наполеон еще надеялся разгромить русских или хотя бы прорваться в неразоренные южные районы. Попытка Наполеона во второй половине "октября" 1812 г. пробиться на Калужскую дорогу потерпела неудачу. Началась быстрая агония Великой армии, отступавшей к границам России зимой по разоренному ею же Смоленскому тракту.

Ha заключительном этапе войны М.И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Серьезный урон был нанесен французам под г. Красным в начале ноября, когда из 50 тыс. человек отступающей армии более половины было взято в плен или пало в бою. Опасаясь окружения Наполеон поспешил переправить свои войска 14-17 ноября через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ М.И. Кутузова по армии 21 декабря и Манифест царя 25 декабря 1812 г. ознаменовали завершение Отечественной войны.

В январе 1813 г. русские войска вступили на территорию Польши и Пруссии. Она заключила союз с Россией. К ним примкнули Австрия Англия и Швеция. В апреле 1813 г. умер М.И. Кутузов его место занял М. Барклай-де-Толли. В октябре 1813 г. произошло сражение под Лейпцигом, вошедшее в историю под названием "битва народов", так как в нем участвовали с той и другой стороны войска почти всех стран Европы. Наполеон потерпел поражение. В марте 1814 г. пал Париж. Наполеон был сослан на остров Эльба в Средиземном море. Французский престол занял Людовик ХVIII Бурбон. В сентябре 1814 – июне 1815 г. державы-победительницы решали вопрос о послевоенном устройстве Европы. Работа конгресса была прервана в связи с бегством Наполеона с о. Эльба и восстановлением на 100 дней его власти во Франции. Соединенными усилиями европейские государства нанесли ему окончательное поражение в битве под Ватерлоо в июне 1815 г. Наполеон был пленен и сослан на о. Св. Елены у западного побережья Африки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: