Первая неделя. 4-17 сентября. Лекция 1. “Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России”. 2 страница

Очень сильным был культ предков.

В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы; Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор "Книги о дао и дэ", жил в Китае на рубеже VI-V вв. до н.э. Основная философская категория даосизма - это "дао" - закон. Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону - дао. Дао - основа и источник всего существующего

Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию "недеяния". Эта теория - основной принцип даосизма.

Жизнь - это иллюзия, смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даосистская "наука о бессмертии" стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

В Китае создаются монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даосистских монахов

В это же время - в конце VI - начале V вв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551 - 479 гг. до-н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших.

Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению

От мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода. 0т нее не требовалось выделяться талантами, умом, красноречием или остроумием, не требовалось ни привлекательности, ни красоты., Идеал женщины - покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии.

Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения: в III в. до н.э. - магнитный прибор, прародитель компаса, на рубеже нашей эры - водяная мельница, машина-насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф..

Активно развивалась астрономия. Уже во И тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил.

Значительных успехов достигла и медицина.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др.

 

Культура Древней Греции

Крито-микенская культура

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Время возникновения критской культуры III - II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка,

она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов.

Дворцы Крита были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.

Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности "игры с быками" - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э.

Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.

В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 г. до н.э.

Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес).

Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо) и приспособили ее для передачи своего языка

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век. и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

 

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные в VIII в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени.

Они рассказывают о происходившей в XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев Герои Гомера - цари и представители знати - живут в окруженных частоколом деревянных домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских царей.

До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы - дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас - вазы, расписанные геометрическим орнаментом, а также терракотовые и бронзовые статуэтки.

Гомеровский период был бесписьменным

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда создавались предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

 

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей.

В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры.

Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных.

На зарождение и развитие науки. в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона.

На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

В архаический период происходит формирование античного полиса - города-государства гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины. Спарта, Коринф, Аргос. Фивы.

Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Собственниками земли могли быть только граждане полиса. Основным экономическим принципом полиса являлась идея автаркии (самообеспеченности).

Каждый гражданин данного полиса независимо от происхождения обязан был отбывать военную повинность. В зависимости от размера имущества он служил либо в сухопутных войсках, либо во флоте.

Основной формой хозяйственной деятельности жителей Греции было земледелие.

Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие хозяйства и более крупные поместья родовой знати.

В целом сельское хозяйство Греции имело следующие особенности: многоотраслевой характер, товарную направленность, использование рабского труда.

Ремесло и торговля занимали большое место в экономической структуре полисов.

Широкое развитие получили горнодобывающее и кузнечное производства. Важнейшими отраслями ремесла были керамическое, строительное производства, судостроение, ткачество. Основной ячейкой ремесленного производства были эргастерии - разные по величине мастерские, в которых широко применялся труд рабов.

Большой размах торговой деятельности в греческом мире привел к появлению зачатков банковских операций и элементов безвалютных расчетов. Эти операции осуществлялись особыми людьми - менялами, которых называли трапедзитами, существовавшими в каждом торговом городе.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

По представлениям древних греков, первоначально существовал Xaoc

из которого выделились Земля (Гея) и подземный мир (Тартар), небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов были дети Геи и Урана - титаны.

Один из них, Кронос (время), воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы его младший сын Зевс. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами. После победы над титанами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера - владычецей неба.

Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату - Аиду - подземное царство. Богом света и поэзии стал Аполлон, его обычно сопровождали девять муз - покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства - Гефест, богом войны - Арес, богиней мудрости - Афина. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя:

Кроме мифов о богах, у греков существовали различные версии о происхождении людей, были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года: Пифийские - спортивные и музыкальные состязания в честь А п о л л о н а в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь П о с е и дон а (проводились под Коринфом раз в два года).)

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое

Наиболее ярким представителем элеатскои школы был Парменид Элейский (р. ок. 540 или ок. 520 г. до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия.

Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI - начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь.

В VIII - VI вв. до н.э. зарождается греческая историография, представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов. К этому же времени относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Востока: определенная условность изображения, статичность, торжественность.

К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент. В период архаики происходит синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи божества, которому посвящен храм.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в так называемом ориентальном, т.е. восточном, стиле, отличающемся красочностью и причудливостью живописного декора, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

 

Культура в классический период (период расцвета)

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 - 449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период расцвета - классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444 - 429 гг. до н.э.)

В классический период науке и искусству придается серьезное значение в воспитании полноценного гражданина.

Первым ввел в науку понятие атомов (первотелен), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 г. до н.э. - ум. в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления - софисты учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Из софистов вышел Сократ (469 - 399 гг. до н.э.).

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. "Отцом истории" еще древние называли Геродота (484 - 430 гг. до н.э.).

Величайшим историком античности был фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.).

Главной задачей искусства в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия ("Афина-Воительница", "Афина-Парфенос" для Парфенона в Афинах, "Зевс" - для храма в Олимпии), Мирона ("Дискобол"), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости. "Дорифор" ("Копьеносец"). "Раненая амазонка"). /

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полигнота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм.

Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин.

В то время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого панэллинского (общегреческого) стиля архитектуры. Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая им большее изящество, как в Парфеноне.

 

Культура Греции в эпоху кризиса

История Греции в IV в. до н.э. - это история кризиса полиса.

В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. И в конце концов в 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II.

Очень популярной в это время была коническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен (ок. 435 - 370 гг. до н.э.) и Диоген Синопский (414 - 323 гг. до н.э.). По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений - добродетель, она совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа - Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии.

Основной идеей учения о государстве является идея справедливости, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов). воинов и так называемого третьего сословия - крестьян, ремесленников, торговцев и пр. Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй.)

В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.

Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.)

Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. Поликлетом, Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.) делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи ("Анаксиомен", "Геракл", "Гермес" и др.) и скульптурные портреты (Сократа, Александра Македонского и пр.), предвосхищая основные художественные принципы эпохи эллинизма.

 

Культура эпохи эллинизма

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой.

Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед (ок. 287 - 212 гг. до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву "пи" для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276 - 194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли: Аристарх Самосский (конец IV в. - 1-я пол. III в. до. н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190 - 125 гг. до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца;

Герон Александрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической.

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии - идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV - 1-я пол. III в. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов. И если у Феокрита еще не чувствуется сентиментальность, то в дальнейшем идиллия вырождается в идеализацию пастушеского быта - буколическая поэзия.

Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают так называемые мимы - короткие драматические сценки из жизни обычных горожан. Наиболее известным автором мимов был Герод.

Философы отгораживаются от внешнего мира. занимаются вопросами личного усовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.

Основателем эпикурейства был афинянин Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, наивысшей формой которого признавалась атараксия, т.е., невозмутимость, душевный покой. Но, по мнению Эпикура, душевный покой требует освобождения человека от вхех ложных представлений о природе вещей, от всего мифологического и религиозного.

Вторая система - стоицизм - была создана Зеноном (ок. 336 - 264 гг. до н.э.), жившем в Китионе на Кипре. Идеал добродетели стоиков - в независимости желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться только разуму, поступая так, он следует природе, т.е. мировому разуму, который стоики отождествляли с огнем.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикои и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы.В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки.

К наиболее значительным произведениям искусства относятся: рельефы пергамского алтаря Зевса. Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), "Ника Самофракийская"; скульптурные группы "Лаокоон", "Фарнезский бык"; портрет Демосфена, не дошедший до нас бронзовый Родосский Колосс высотой 35 м. J

 

Культура Древнего Рима

Этрусская культура

Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. В I тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека.

В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

Этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян:

этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский, период истории охватывает VIII - VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа.

По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием - внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города.

 

Культура Рима в период республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI - III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. B IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138 - 78 гг. до н.э.) или Цезаря (102 или 100 - 44 гг. до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Экономика Древнего Рима основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных благ. Основными источниками пополнения рядов рабов были:

1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители; 2) продаваемые правящей аристократией варварских народов соплеменники; 3) рожденные рабами дети; 4) люди, захваченные пиратами и похитителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: