План:
1. Понятие общения.
2. Общение и коммуникация.
3. Виды и формы общения.
4. Как добиться оптимального общения.
5. Текст (высказывание) как единица общения.
6. Категории текста.
7. Коммуникативная задача:
- проанализируйте текст речи Л.Д. Ландау т определите основные параметры общения, которые в ней реализованы.
В Большой аудитории Политехнического музея состоялась лекция академика Льва Давидовича Ландау «Молодёжь и наука».
Уже по тому, как он вышел на сцену, было видно, какой это был энергичный, собранный человек.
У Л.Д. Ландау был звонкий, хорошо поставленный голос профессионального лектора. Говорил он внятно, быстро, правильными фразами, без тягучих «э-эээ…», которыми грешит речь неподготовленных к публичному выступлению людей. Стенограмма его лекции почти не нуждалась в правках.
В Большой аудитории Политехнического музея с её хорошей акустикой легко выступать любому лектору, тем более такому, как Л.Д. Ландау, – его слышно и в последних рядах переполненной аудитории. А в тот день в зале не было ни одного свободного места. Среди присутствующих множество молодых, восторженных лиц.
Л.Д. Ландау окинул довольным взглядом аудиторию и довольно улыбнулся. Он начал говорить так, как говорил всегда, глядя в лица собравшихся, разумеется, без шпаргалок:
– Мне недавно пришлось слышать мнение, что времена великих открытий в физике давно миновали. Вы, вероятно, догадываетесь, что оно было высказано человеком несведущим. Уверен, что среди вас, – он обвёл глазами аудиторию, – таких легковерных людей нет. Уверен, что вы станете свидетелями многих потрясающих открытий, а если будете работать в этой области, то, быть может, и на вашу долю выпадет счастье приоткрыть сокровенные тайны природы.
Л.Д. Ландау сделал небольшую паузу:
– В качестве доказательства, я могу вам сообщить бытующую среди физиков, студентов Московского университета, поговорку: «Только физики – соль, остальные все – ноль».
В зале раздался смех. Когда всё стихло, лектор продолжил:
– Сейчас мы находимся на пороге великих открытий. Мы подошли к ним вплотную. В настоящее время основной проблемой физики в области открытия законов природы является построение теории элементарных частиц. Такая теория должна объяснять, почему в природе существуют именно эти элементарные частицы, а не какие-либо другие, и установить законы взаимодействия частиц друг с другом (за исключением электромагнитных, законы которых уже известны)…
Своё выступление Л.Д. Ландау закончил гимном физике:
– Не сомневайтесь в великих возможностях физики. Физика может объяснить любое увиденное в жизни явление. Молодёжь должна дерзать. (По кн.: Мастера красноречия.).
Подумайте:
1. Согласны ли вы с тем, что культура есть условие, средство и результат общения людей?
2. Что вы понимаете под не-культурой и антикультурой общения?
3. Когда, по вашему мнению, предпочтителен диалог, а когда – монолог?
4. На одной из игр клуба «Что? Где? Когда?» в 2003 году требовалось найти ответ на вопрос о том, какой рекламный слоган об автомоболе «Фольксваген-жук», по сути, обеспечивает огромный спрос на него и почему. При этом игрокам были даны модели автомобилей «Мерседес» и «Фольксваген». Ответ – «Твой второй автомобиль» – содержал пояснения: в этом слогане предполагается, что одна машина («Мерседес») у человека уже есть. Реклама была необычайно успешной, поскольку содержала скрытое «поглаживание» – поднимала социальный статус владельца «Фольксвагена».
Какой уровень общения проявился в названной рекламе: ритуальный или манипулятивный?