Методические указания к курсу
«История мировой литературы:
Античность и Средние века»
Профиль подготовки
Реклама и связи с общественностью
Курс 1 семестр 1
Составитель д. филол. н. Г.В. Заломкина
2020/2021 уч. г.
Учебники:
1. Лосев А. Ф. Античная литература. / Под редакцией проф. Тахо-Годи. 7-е изд. М., 2005.
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/index.htm
2. Алексеев М. П. и др.: История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение, М.: Высш. школа, 1978.
http://svr-lit.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm
Лекции
Лекции проводятся в дистанционном режиме. Записи лекций выкладываются на канал Youtube. Ссылки на записи лекций можно найти в группе вконтакте Sol invictus https://vk.com/club198337713 Там же будут размещаться все объявления, касающиеся учебного процесса по нашей дисциплине.
В день проведения лекций студентки и студенты должны их посмотреть и законспектировать. Фото конспекта двух лекций надо прислать на почту преподавателя zalomki@yandex.ru сразу после составления конспекта лекции.
Лекции должны быть написаны от руки (компьютерный набор не засчитывается) в тетради, обязательно должен быть обозначен номер лекции и дата ее записи. Объем конспекта одной лекции должен быть не менее 5 страниц.
|
|
Система оценки знаний
В результате работы в течение семестра в соответствии с количеством набранных студенткой/студентом баллов будет выставлена оценка, которая будет учитываться на экзамене.
1. Запись лекции. От 1 до 3 баллов, в зависимости от того, насколько выполнены обозначенные выше требования. Всего 10 лекций.
Максимальное количество баллов – 30.
2. Работа на практическом занятии: от 1 до 3 баллов. Всего 5 практических занятий.
Максимальное количество баллов – 15.
3. Письменная подготовка к практическому занятию – от 1 до 2 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Письменная подготовка выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются.
Общее максимальное количество баллов: 10+20+15+10 = 55
Для получения оценки «удовлетворительно» необходимо набрать 33 балла,
«хорошо» - 40 баллов,
«отлично» – 47 баллов.
На экзамене будут учитываться оценки, полученные по итогам работы в семестре, по следующему принципу:
Оценка в семестре | Оценка за экзамен | Итоговая оценка | Оценка в семестре | Оценка за экзамен | Итоговая оценка | |
5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | |
5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | |
5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | |
5 | 2 | 3 | 2 | 5 | 4 | |
4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 3 | |
4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | |
4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
4 | 2 | 3 |
Экзаменационный билет включает два задания:
1. Ответить на теоретический вопрос;
2. Ответить на вопросы по произведениям из «Списка произведений, которые должны быть прочитаны к концу семестра».
|
|
Списки вопросов и произведений даны в конце данной брошюры.
График лекций
Номер недели | Тема лекции |
I | 1. Ранняя литература Древней Греции |
I | 2. Гомеровский эпос. Возникновение лирики и трагедии |
II | 3. Возникновение комедии. Древнегреческая проза. Эллинистический период древнегреческой литературы |
II | 4. Общая характеристика древнеримской культуры. Ранняя римская литература. Литература эпохи гражданских войн |
III | 5. Литература «века Августа». Литература императорского Рима |
III | 6 Общая характеристика культуры Средних Веков |
IV | 7. Архаический эпос раннего Средневековья |
IV | 8. Героический эпос зрелого Средневековья |
V | 9. Куртуазная лирика. Рыцарский роман |
V | 10. Городская литература Средневековья |
График практических занятий
Номер недели | Тема практического занятия |
IX | 1. Гомеровский эпос: Одиссея |
XI | 2. Смыслы трагедии Софокла «Царь Эдип» |
XIII | 3 Героическая поэма Вергилия «Энеида» |
XV | 4 Англосаксонский эпос «Беовульф» |
XVII | 5 Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах» |
Планы практических занятий
Внимание! В завершение каждого практического занятия необходимо предъявить для проверки письменные материалы подготовки к нему. Письменная подготовка к практическому занятию подразумевает: 1) глоссарий; 2) Краткие ответы на вопросы практического занятия.
Практическое занятие 1
Гомеровский эпос: Одиссея
1. К какому периоду в истории древнегреческой литературы относится творчество Гомера?
2. Как сюжетно связана «Одиссея» с «Илиадой»?
3. Историческое в поэме «Одиссея».
a. Какие черты родового строя и признаки разложения родового строя показаны в поэме «Одиссея»?
b. Как в «Одиссее» представлено греческое понятие гостеприимства, щедрости и великодушия по отношению к тем, кто находится далеко от дома? Почему они так важны?
c. Как в поэме разрабатывается тема еды? Как это связано с традициями древних греков?
d. Какова роль семьи в поэме? Что характеризует отношения отцов и сыновей?
4. Что такое мифологические сознание? Как оно проявляется в поэме «Одиссея»?
a. Какие детали известных мифов упомянуты в поэме?
b. Как разрабатываются образы богов в поэме? Как Гомер изображает отношения богов и людей? Какую роль боги играют в жизни людей? Как боги относятся к людям?
c. Что такое мифологическая мотивировка поступков героев? Приведите примеры такой мотивировки в поэме.
5. Сюжтено-композиционные особенности гомеровского эпоса
a. Каковы темы «Одиссеи»? Как развернуты в поэме идеи судьбы и единства человеческого жребия?
b. Каков идеал гомеровского героя? Кто из персонажей является воплощением этого идеала?
c. Какую роль играют в сюжете поэмы женщины? Как выстроены их образы?
d. Развивается ли характер Одиссея на протяжении повествования? Если да, то как? Если нет, обоснуйте на примерах. Сравните его с Телемахом в этом отношении.
e. Что определяет поведение персонажей – веление богов или собственные порывы?
f. Как в поэме проявляется авторская ирония?
g. Что такое эпическое раздолье, эпическая ретардация? Приведите примеры.
6. Стилистические особенности «Одиссеи».
a. Каким размером написана поэма? Каковы его характеристики в древнегреческом стихосложении? Как он передан по-русски?
b. Что такое постоянный эпитет? Приведите примеры.
c. Что такое формульные стихи (типические места)? Приведите примеры.
d. Найдите в поэма примеры описаний через перечисление.
e. Что такое развёрнутое сравнение? Приведите примеры.
f. Подберите из текста «Одиссеи» примеры «внешнего» изображения внутренних переживаний в эпосе.
g. Какие средства Гомер использует при изображении фантастического? Как он делает чудовищ ужасными, богов ошеломляющими, происшествия пугающими?
|
|
Глоссарий (должны быть записаны краткие толкования понятий):
Миф
Ретардация
Родовой строй
Экфрасис
Эпическое раздолье
Эпос
Литература [1]
1. Гомер. Одиссея. С-Пб., 2000.
2. Аверинцев С. С. Вступительное слово к эссе С. Вейль «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. 1990. № 6. С. 249–250.
3. Андреев К.В. Поэзия мира и проза истории. Л., 1990.
4. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.
5. Бройтман С.Н. Историческая поэтика: учеб. пособие. М., 2001.
6. Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250–260.
7. Грейвс Я.Э. Мифы древней Греции. М., 1992.
8. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. М.; Л., 1962.
9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2000.
10. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.
11. Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М., 2004.
12. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: учеб. пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров». М., 2000.
13. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.
14. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М., 1994.
15. Немировский А.И. Мифы Древнеи Эллады. М., 1992.
16. Никола М.И. Античная литература: учеб. пособие. Практикум. М., 2001.
17. Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976.
18. Суконик А. Послесловие к эссе С. Вейль «Илиада». С. 259–260.
19. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988
20. Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.
21. Чистякова Н. А. История возникновения и развития древнегреческого эпоса. СПб., 1999.
22. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.
23. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
Практическое занятие 2