Контрольные вопросы по курсу

1. Понятие античной литературы. Понятие мифа.

2. Ранняя греческая литература. Героический эпос Гомера.

3. История и особенности древнегреческого театра. Драматургия Эсхила.

4. Драматургия Софокла, Еврипида, Аристофана.

5. Древнегреческая лирика. Творчество, Сапфо, Менандра. Феномен басен Эзопа.

6. Древнегреческий роман: его виды, происхождение, сюжетная схема, образы героев. Проблематика романа «Дафнис и Хлоя» Лонга.

7. Ранняя римская литература. Ранняя римская поэзия. Творчество Плавта и Теренция.

8. Творчество Цицерона и Катулла.

9. Литература эпохи Августа. Творчество Вергилия.

10. Творчество Овидия и Горация.

11. Литература императорского Рима. Творчество Петрония и Апулея.

12. Периодизация эпохи Средневековья. Своеобразие литературы и культуры средних веков.

13. Специфика архаического эпоса «Старшая Эдда»: сюжет и композиция, особенности стиля, мифологичность.

14. Проблематика англосаксонского эпоса «Беовульф».  

15. Героический эпос Средневековья: «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде». Народная основа, основные темы, древние народные сказания и их перевоплощение.

16. Своеобразие «Песни о Нибелунгах»: соотношение признаков мифа и героического эпоса.

17. Поэзия вагантов, трубадуров, миннезингеров.

18. Рыцарский роман.

19. Городская литература, ее основные жанры.

20. Поэтика «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера.

 

Краткое содержание курса

РАЗДЕЛ 1. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Тема 1. Мифология и античная литература 

Термин и понятие «античная литература», ее исторические и хронологические границы. Периодизация истории античной литературы. Современные подходы к изучению античной литературы. Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные источники изучения античной культуры. Цель и задачи курса. Понятие о мифе. Классификация мифов. Современные научные подходы к изучению мифологии. Этапы развитие древнегреческой мифологии. Олимпийский пантеон. Мифы о героях. Античная мифология и ее отражение в мировой культуре. Устное народное творчество: основные виды народного творчества, их место и функции в жизни древних общин.

Тема 2. Древнегреческий героический эпос

Основные периоды развития древнегреческой литературы. Гомеровский эпос. Гомеровский вопрос: история возникновения и современное состояние. Мифы о троянской войне: историческая реальность и ее художественное осмысление. Герои поэм как выразители народного идеала. Образы богов и их роль в развитии действия. Особенности композиции поэм. Черты эпического стиля. Лирические и драматические элементы в эпосе. Место гомеровских поэм в античности и дальнейшая судьба эпоса.

Тема 3. Греческая литература в период становления классового общества и государства VII–VI вв. до н. э.: основные направления и жанры

Основные виды архаической лирики: происхождение, связь с музыкой. Условность и историческая специфика термина «лирика». Развитие лирики, ее виды и представители. Элегия: основные темы, метрические особенности. Ямбография и Архилох. Мелическая поэзия: развитие, основные виды. Сольная мелика: своеобразие поэтической образности лесбоских поэтов (Сапфо, Алкей). Анакреонт и анакреонтика. Хоровая мелика: основные виды, темы. Своеобразие эпиникиев Пиндара: темы, композиция, стиль. Возникновение литературной прозы: виды устного творчества (Эзоповы басни), ранняя философская и историко-географическая проза.

Тема 4. Аттический период древнегреческой литературы (V – середина IV вв. до н. э.), возникновение и развитие древнегреческой трагедии

Расцвет афинской культуры. Возникновение трагедии, ее структура. Сущность трагического. Греческий театр, его устройство и роль в общественной жизни. Эволюция трагедии. Творчество и мировоззрение Эсхила, эволюция его драматургии. Проблематика, герои и драматическая структура трагедий. Хор в трагедиях Эсхила. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Прометей прикованный». Основные этапы творчества и драматургическое новаторство Софокла. Интерес к героической личности, стремление к гармонии между личностью и обществом. Человек и судьба в «Царе Эдипе». Сущность трагических конфликтов, утверждение нормативности героических образов. Еврипид – «самый трагичный из поэтов». Изображение страстей. Основные черты драматургии Еврипида: философская проблематика, психологизация и индивидуализация образов, особенности внутреннего конфликта, характер драматической интриги, проблема «бытовизации», судьба хора, «бог из машины» и т. д. Женские образы в трагедиях Еврипида. Проблематика и своеобразие конфликта трагедии «Медея».

Тема 5. Возникновение комедии. Древнегреческая проза

Возникновение комедии. Фольклорные основы древней аттической комедии, ее связь с земледельческими праздниками. Ее своеобразие. Политический обличительный характер комедии. Основные средства и приемы комедийного искусства (гротеск, сатира, фантастика и т. д.). Творчество Аристофана. Основные темы комедий Аристофана: вопросы войны и мира («Мир», «Лисистрата»); сатира на внутреннюю и внешнюю политику Афин («Всадники»); критика новых общественно-философских течений («Облака», «Лягушки»). Жанровые и стилевые особенности комедий Аристофана. Эволюция древнеаттической комедии: комедия средняя и новая. Проза V–VI вв. до н. э. – историография, красноречие, философия. Особенности древнегреческой историографии, основные виды ораторского искусства.

Тема 6. Эллинистический период древнегреческой литературы

Сущность понятия «эллинизм». Александрия: музей и библиотека, рождение филологии, поэты. Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски новых литературных форм. Буколическая поэзия, эпиллии, повествовательная элегия. Новоаттическая комедия, ее тематика, сюжеты и характеры. Творчество Менандра. Греческая литература римского периода. Поздняя повествовательная проза. Древнегреческий роман: его виды, происхождение, сюжетная схема, образы героев. Проблематика романа «Дафнис и Хлоя» Лонга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: