Стадия характеризуется дезинтеграцией структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности, распадом «о на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными связями. При этом успешность осуществления профессиональной деятельности определяется не развитием отдельных качеств, а их комплексами (например, профессионально важные качества, необходимые для организации методического руководства действиями родителей в процессе организационно-познавательной деятельности детей) и выделением образа-цели для осуществления профессиональной деятельности. Их сформированность у воспитателей ДОУ позволяет оценить следующий тест.
Тест организатора-методиста дошкольного образования
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени соответствуют указанным функциям организатора-методиста:
1. Научно-методическая функция:
А) И сам тому не рад, что грамоте горазд.
Б) И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
|
|
В) Хоть и нехорошо, да ладно.
2. Организационно-управленческая функция:
А) Без пастуха овцы не стадо.
Б) Холостой охает, а женатый ахает. В) Голову сняли, да шапку вынес.
3. Преподавательская функция:
А) Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот собирает.
Б) Пиши знай: кому надо — разберет. В) Что знает — все скажет, и чего не знает — ц то скажет.
4. Социально-педагогическая функция:
А) Нога споткнется, а голове достанется.
Б) Рука ноге работница.
В) Перемелется — все мука будет.
5. Воспитательская функция:
А) Что накрошишь — то и выхлебаешь.
Б) Пока травка подрастет, воды, много утечет.
В) От осины не родятся апельсины.
6. Культурно-просветительская функция:
А) Топор своего дорубится.
Б) Не срывай яблока, пока зелено: созреет и само упадет.
В) Здоровье всего дороже.
Ключ к тесту
Если доминируют ответы:
• типа А — у Вас преобладает профессиональная мотивация. Вы склонны оценивать любые жизненные ситуации с педагогической точки зрения. Это делает Вас незаменимым на работе (или Вам так кажется), но вносит определенные трудности в личную жизнь. Берегите свое здоровье, оно так необходимо Вашим близким;
типа Б — Вы стараетесь сочетать личные и профессиональные интересы, но не всегда знаете, как это лучше сделать. В таких случаях Вас выручает чувство юмора и осторожность во время принятия решений. Это делает Вас перспективным специалистом;
типа В — у Вас преобладает личностная мотивация. Благодаря разносторонним увлечениям Вы умеете дистанцироваться от профессиональных проблем и не переносить их в личную жизнь. Это позволяет избегать Вам неврозов, но, с другой стороны, не дает возможности полностью реализовать себя в работе. Вы можете больше, чем делаете.
|
|
Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности. Она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели, другие составляющие индивидуальной педагогической деятельности: исследовательский, проектировочный, коммуникативный, конструктивный и организаторский компоненты. Наиболее незаметно для окружающих это происходит в процессе передачи способов формирования педагогической культуры от одного поколения воспитателей к другому.
Поэтому на данном этапе активно используются методы групповой работы — методы, направленные на создание, «выращивание» сплоченных творческих групп педагогов ДОУ, способных самостоятельно генерировать новые идеи, содействовать личностному развитию членов педагогического коллектива, решать конкретные проблемы организации образовательного и воспитательного процесса и профилактики «эмоционального сгорания» сотрудников детского сада.
Практическая ориентированность работы педагога – психолога на данном этапе предполагает:
• определение соотношения теоретических и практических
знаний, научных и прикладных умений на каждом этапе психологического просвещения сотрудников ДОУ;
• создание модели эффективного применения психологических знаний в процессе проведения консультаций, проблемных семинаров, дискуссий, деловых игр, практикумов и тренингов;
• демонстрацию воспитателям возможностей применения
теоретических знаний на практике, в области реальной педагогической работы с детьми и сотрудниками ДОУ и школы, в особенности в тех педагогических ситуациях, где проявляется изучаемая закономерность, идея, концепция;
• определение критериев и требований к организации изучения и обобщения передового педагогического опыта и технологий обучения детей, отбора оптимальных для данного
детского сада и конкретной возрастной группы его воспитанников;
• разработку методических рекомендаций для более высокого уровня организации взаимодействия сотрудников ДОУ; между собой, с детьми и родителями;
• научного обоснования методических рекомендаций по самоорганизации, саморазвитию и самообучению сотрудников ДОУ.
Осознание существенности помощи психолога членам научно-методического объединения ДОУ комбинированного и компенсирующего видов возможно благодаря:
• демонстрации им эффективных методов и приемов работы с детьми разного возраста и их родителями;
• формированию четких требований к отбору материала для занятий и разработку методических рекомендаций по организации воспитания и обучения воспитанников с учетом
индивидуального подхода к детям;
• сотрудничеству с воспитателями и родителями, в подборе игр по развитию и коррекции психических процессов поведения детей.
С учетом реализации данных задач педагог-психолог планирует вместе с администрацией программу практикумов-семинаров для педагогического коллектива ДОУ на год. С целью определения его содержания можно использовать подборку статей журнала «Дошкольное воспитание» (рубрика «Профессия — педагог»).
Можно разработать программы семинаров по проблемам комплексного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
В начале подобного семинара психолог проводит мини-лекцию, в которой освещаются узловые проблемы, ставятся проблемы, даются направления углубленного изучения, конкретизации и структурирования содержания материала. Кроме того, предусматривается, что психолог постепенно создает условия для того, чтобы «передать» часть своих функций слушателям: информационной, организационной, контрольной, оценивающей. В этом случае воспитатель, выполняющий роль мгихолога, осуществляет ориентировку в осведомленности коллег, ставит обучающие задачи, излагает учебный материал, проводит опрос, организует дискуссию, активизирует аудиторию, анализирует результаты, подводит итоги, дает педагогическую оценку и т. д.
|
|
При обсуждении проблем, вопросов и анализе педагогиче-<-ких ситуаций слушатели делятся на подгруппы, каждая из которых защищает свою позицию, решение, проект и т. д. Это позволяет учитывать интересы и мотивы поведения всех педагогов и профессиональную направленность их деятельности.
Приведем примеры подобных семинаров.
Семинар 1