Планирование перехода выполняют от начальной до конечной точки движения судна. Путь выбирают в стороне от опасностей с учетом систем разделения движения. Принимают во внимание национальные требования и ограничения при прохождении территориальных вод.
Плавание на прибрежном участке являет собой плавание со стеснёнными условиями и относится к наиболее сложным видам плавания. Оно характеризуется близостью судна к надводным и подводным морским навигационным опасностям, резким изменением глубин, быстротечностью изменения окружающей обстановки, а также ограничениями в скорости, осадке и возможностях маневрирования. При выполнении курсового проекта рекомендуется выбор нескольких курсов вдоль побережья на удалениях дальности видимости маяков и светящихся знаков.
При разработке перехода на путевой навигационной карте можно разделить маршрут перехода на участки в зависимости от навигационной обстановки и гидрометеорологических условий. Графический план перехода судна должен наглядно отображать маршрут и основные обстоятельства предстоящего плавания судна.
|
|
В соответствии с Руководством по планированию рейса (Резолюция ИМО А.893 (21) от 25.11.1999 г.) и требований РШС-89 РФ
выделяют следующие факторы, определяющие план перехода:
1. Вся предварительная прокладка должна выполняться на картах соответствующего масштаба с указанием истинного направления линии пути; на картах отмечаются опасные районы, системы разделения движения судов и судовых сообщений, районы ответственности СУДС и любые районы с особыми характеристиками по не загрязнению окружающей среды;
2.путь судна в припортовых и портовых водах контролировать с точностью, требуемой национальными правилами государства, которому принадлежат эти воды (РШС-89 рекомендует иметь величину погрешности определения местоположения судна не более 4% от расстояния до ближайшей навигационной опасности)
3. безопасная скорость на всем переходе с учетом близости навигационных опасностей, маневренных характеристик судна, его осадки, запаса воды под килем, влияния проседания и крена. Необходимые изменения скорости, связанные с влиянием приливов, приливо-отливных течений, ограничений по ночному проходу судна. Выделяются лимитирующие участки маршрута;
4. постоянный учет запаса воды под килем, включая влияние проседания на мелководье, всех видов качки, зыби, заранее рассчитанной высоты прилива, характеристик грунта и регулярности промера на карте;
5. прохождение навигационных опасностей на достаточном расстоянии с учетом преобладающей погоды, течений любой природы, плотности движения и его равномерности, ширины возможной полосы движения с учетом избранных способов определения места и навигационных систем;
|
|
Невозможно раз и навсегда установить величину удаления от опасности. Она зависит от многих причин. Хорошая морская практика выработала рекомендации:
- берег приглубный и глубина быстро увеличивается - иметь минимальное расстояние до берега не менее 1,5-2 миль;
- если плавание проходит у мелководного берега с постепенным увеличением глубин, то для обеспечения достаточного запаса воды под килем, при осадке от 3 до 6 м прокладывать путь вне изобат 10м; при осадке от 6 до 10м прокладывать путь вне изобаты 20 м; если осадка более 10 м, то рассчитывать и иметь достаточный клиренс.
6. все точки изменения курса должны быть четко видимы на карте и каждый поворот контролируется подходящим способом визуально или по радару. Если циркуляция судна выражается в масштабе карты, выделяются раздельно точки начала поворота, выхода на новый курс и контрольные линии положения;
7. путевые точки показывают позиции, в которых планируют изменения курса, или другие предполагаемые события, существенно влияющие на счисление пути судна.
8. смена карт не должна производиться в критических точках маршрута;
9. на всем протяжении перехода определяются основные и вспомогательные способы определения места с априорной оценкой точности места судна, выделяются районы, где точность обсервации особенно важна и где требуется максимальная ее надежность. Названия ориентиров планируемых для определения места положения судна надписывают более крупным шрифтом, береговую черту с обрывистыми берегами выделяют коричневым цветом;
10. при наличии электронных картографических систем учитываются все их ограничения;
11. отмечается дальность видимости огней, моменты открытия и закрытия огней, секторы и цвета огней маяков;
12. выделяются отдельно лежащие глубины и характерные изобаты для контроля места с помощью эхолота;
13. отмечаются точки обязательных сообщений с судов с указанием каналов, частот и позывных береговых служб, принимающих доклады. Подготавливаются стандартные проформы сообщений;
14. указываются возможные альтернативные маршруты, аварийные якорные стоянки, порты-убежища. Учитываются существующие береговые средства для оказания помощи в случае аварийной ситуации;
15. отмечаются точки смены режима работы двигателя, механизмов, подготовки к сдаче, смене и приему лоцманов, готовности экипажа к работе с буксирами.
Рекомендуется следующая последовательность при составлении графического плана перехода:
1) проверяют, чтобы все карты были откорректированы (слева, внизу, вне рамки карты, красным цветом записывают образец корректуры по ИМ);
2)приводят магнитное склонение к году плавания (рассчитанное значение записывают на карте);
| d | =| dк| ± ∆dn = | dк | ± ∆d1* n
где dк — склонение, указанное на карте
d1 – годовое изменение склонения
п— разность лет между годом плавания и годом, которому соответствует склонение на карте, т. е.
3) изучают текущие навигационные предупреждения, прогнозы погоды (на карте рисуют «розу ветров» на месяц планируемого перехода, направление и скорость течения);
4) связываются с лоцманской станцией в порту назначения, чтобы учесть детали лоцманской проводки в портовых водах (при подходе к порту назначения наносят на карте точку приема лоцмана на борт);
5) помечают на картах основные судовые параметры и данные по рейсу;
6) выделяют и заштриховывают опасные для плавания районы;
7) прокладывают линии пути с учетом требуемой минимальной глубины, наносят путевые точки и нумеруют их последовательно, начиная от отходной;
8) вычисляют время прибытия для каждой путевой точки;
|
|
9) определяют критическую минимальную глубину на каждом участке перехода;
10) обозначают элементы течения (направление и скорость) в путевых точках и точках критической глубины;
11) наносят на карты границы безопасного плавания в соответствии с политикой безопасного плавания, производят контрастное выделение на карте предостерегательных изобат, навигационных опасностей (подводных препятствий, отличительных и малых глубин, затонувших судов, подводных скал и камней и т.п.);
12) наносят ограждающие пеленги. Эти пеленги не определяют местоположение судна, но помогают судоводителю убедиться, что судно не идет к опасности. Для таких целей используют также ограждающие расстояния. Неизвестно - где находится судно, но ограждающее расстояние предупреждает о приближении к опасности - (мелководью).
13) наносят границы дальности видимости маяков и знаков (дальность видимости рассчитывается для высоты глаза наблюдателя с учетом интенсивности огня)
Дальность визуальной видимости ориентира Д складывается из дальностей видимого горизонта с высоты ориентира Дh и с высоты глаза наблюдателя Де:
Дальность видимости огня в ночное время До определяется по формуле:
,
где Дк — дальность видимости огня, указанная на карте.
14) наносят на картах траверзные дистанции прохождения приметных ориентиров и опасных объектов, наносят и обозначают критические пеленга и дистанции до навигационных опасностей;
15) обозначают точки планируемых обсерваций, способы и ориентиры для уточнения места судна, от планируемых точек определения места положения судна проводят на ориентиры линии пеленгов и дистанций и обозначают угол пересечения линий положения, наносят и обозначают линии пеленгов и дистанций до ориентиров в точках начала поворотов;
16) обозначают альтернативные пути;
17) наносят места якорных стоянок для случаев чрезвычайных обстоятельств;
18) составляют Таблицу плана перехода;
19) капитан обсуждает План перехода с помощниками и утверждает его (на карте сверху делается соответствующая надпись об утверждении).
|
|