Графический план перехода

Планирование перехода выполняют от начальной до конечной точки движения судна. Путь выбирают в стороне от опасностей с учетом систем разделения движения. Принимают во внимание национальные требования и ограничения при прохождении территориальных вод.

Плавание на прибрежном участке являет собой плавание со стеснёнными условиями и относится к наиболее сложным видам плавания. Оно характеризуется близостью судна к надводным и подводным морским навигационным опасностям, резким изменением глубин, быстротечностью изменения окружающей обстановки, а также ограничениями в скорости, осадке и возможностях маневрирования. При выполнении курсового проекта  рекомендуется выбор нескольких курсов вдоль побережья на удалениях дальности видимости маяков и светящихся знаков.

При разработке перехода на путевой навигационной карте можно разделить маршрут перехода на участки в зависимости от навигационной обстановки и гидрометеорологических условий. Графический план перехода судна должен наглядно отображать маршрут и основные обстоятельства предстоящего плавания судна.

В соответствии с Руководством  по планированию рейса (Резолюция ИМО А.893 (21) от 25.11.1999 г.) и требований РШС-89 РФ

выделяют следующие факторы, определяющие план перехода:

1. Вся предварительная прокладка должна выполняться на картах соответствующего масштаба с указанием истинного направления линии пути; на картах отмечаются опасные районы, системы разделения движения судов и судовых сообщений, районы ответственности СУДС и любые районы с особыми характеристиками по не загрязнению окружающей среды;

2.путь судна в припортовых и портовых водах контролировать с точностью, требуемой национальными правилами государства, которому принадлежат эти воды (РШС-89 рекомендует иметь величину погрешности определения местоположения судна не более 4% от расстояния до ближайшей навигационной опасности)

3. безопасная скорость на всем переходе с учетом близости навигационных опасностей, маневренных характеристик судна, его осадки, запаса воды под килем, влияния проседания и крена. Необходимые изменения скорости, связанные с влиянием приливов, приливо-отливных течений, ограничений по ночному проходу судна. Выделяются лимитирующие участки маршрута;

4. постоянный учет запаса воды под килем, включая влияние проседания на мелководье, всех видов качки, зыби, заранее рассчитанной высоты прилива, характеристик грунта и регулярности промера на карте;

5. прохождение навигационных опасностей на достаточном расстоянии с учетом преобладающей погоды, течений любой природы, плотности движения и его равномерности, ширины возможной полосы движения с учетом избранных способов определения места и навигационных систем;

Невозможно раз и навсегда установить величину удаления от опас­ности. Она зависит от многих причин. Хорошая морская практика выработала рекомендации:

- берег приглубный и глубина быстро увеличивается - иметь минимальное расстояние до берега не менее 1,5-2 миль;

        - если плавание проходит у мелководного берега с постепенным увеличением глубин, то для обеспечения достаточного запаса воды под килем, при осадке от 3 до 6 м  прокладывать путь вне изобат 10м; при осадке от 6 до 10м прокладывать путь вне изобаты 20 м; если осадка более 10 м, то рассчитывать и иметь достаточный клиренс.

6. все точки изменения курса должны быть четко видимы на карте и каждый поворот контролируется подходящим способом визуально или по радару. Если циркуляция судна выражается в масштабе карты, выделяются раздельно точки начала поворота, выхода на новый курс и контрольные линии положения;

7. путевые точки показывают позиции, в которых планируют изменения курса, или другие предполагаемые события, существенно влияющие на счисление пути судна.

8. смена карт не должна производиться в критических точках маршрута;

9. на всем протяжении перехода определяются основные и вспомогательные способы определения места с априорной оценкой точности места судна, выделяются районы, где точность обсервации особенно важна и где требуется максимальная ее надежность. Названия ориентиров планируемых для определения места положения судна надписывают более крупным шрифтом, береговую черту с обрывистыми берегами выделяют коричневым цветом;

10.  при наличии электронных картографических систем учитываются все их ограничения;

11.  отмечается дальность видимости огней, моменты открытия и закрытия огней, секторы и цвета огней маяков;

12.  выделяются отдельно лежащие глубины и характерные изобаты для контроля места с помощью эхолота;

13.  отмечаются точки обязательных сообщений с судов с указанием каналов, частот и позывных береговых служб, принимающих доклады. Подготавливаются стандартные проформы сообщений;

14.   указываются возможные альтернативные маршруты, аварийные якорные стоянки, порты-убежища. Учитываются существующие береговые средства для оказания помощи в случае аварийной ситуации;

15.  отмечаются точки смены режима работы двигателя, механизмов, подготовки к сдаче, смене и приему лоцманов, готовности экипажа к работе с буксирами.

 

Рекомендуется следующая последовательность при составлении графического плана перехода:

1) проверяют, чтобы все карты были откорректированы (слева, внизу, вне рамки карты, красным цветом записывают образец корректуры по ИМ);

2)приводят магнитное склонение к году плавания (рассчитанное значение записывают на карте);

| d | =| dк| ± ∆dn = | dк | ± ∆d1* n

где dк — склонение, указанное на карте

  d1 – годовое изменение склонения

  п— разность лет между годом плавания и годом, которому соответ­ствует склонение на карте, т. е.

3) изучают текущие навигационные предупреждения, прогнозы погоды (на карте рисуют «розу ветров» на месяц планируемого перехода, направление и скорость течения);

4) связываются с лоцманской станцией в порту назначения, чтобы учесть детали лоцманской проводки в портовых водах (при подходе к порту назначения наносят на карте точку приема лоцмана на борт);

5) помечают на картах основные судовые параметры и данные по рейсу;

6) выделяют и заштриховывают опасные для плавания районы;

7) прокладывают линии пути с учетом требуемой минимальной глубины, наносят путевые точки и нумеруют их последовательно, начиная от отходной;

8) вычисляют время прибытия для каждой путевой точки;

9) определяют критическую минимальную глубину на каждом участке перехода;

10) обозначают элементы течения (направление и скорость) в путевых точках и точках критической глубины;

11) наносят на карты границы безопасного плавания в соответствии с политикой безопасного плавания, производят контрастное выделение на карте предостерегательных изобат, навигационных опасностей (подводных препятствий, отличительных и малых глубин, затонувших судов, подводных скал и камней и т.п.);

12) наносят ограждающие пеленги. Эти пеленги не определяют местоположение судна, но помогают судоводителю убедиться, что судно не идет к опасности. Для таких целей используют также ограждающие расстояния. Неизвестно - где находится судно, но ограждающее расстояние предупреждает о приближении к опасности - (мелководью).

13) наносят границы дальности видимости маяков и знаков (дальность видимости рассчитывается для высоты глаза наблюдателя с учетом интенсивности огня)

Дальность визуальной видимости ориентира Д складывается из дальностей видимого горизонта с высоты ориентира Дh и с высоты глаза наблюдателя Де:

Дальность видимости огня в ночное время До определяется по формуле:

,

где Дк — дальность видимости огня, указанная на карте.

14) наносят на картах траверзные дистанции прохождения приметных ориентиров и опасных объектов, наносят и обозначают критические пеленга и дистанции до навигационных опасностей;

15) обозначают точки планируемых обсерваций, способы и ориентиры для уточнения места судна, от планируемых точек определения места положения судна проводят на ориентиры линии пеленгов и дистанций и обозначают угол пересечения линий положения, наносят и обозначают линии пеленгов и дистанций до ориентиров в точках начала поворотов;

16) обозначают альтернативные пути;

17) наносят места якорных стоянок для случаев чрезвычайных обстоятельств;

18) составляют Таблицу плана перехода;

19) капитан обсуждает План перехода с помощниками и утверждает его (на карте сверху делается соответствующая надпись об утверждении).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: