Название маяка, ств.зн. характеристика огня | До мили | В момент открытия | В момент скрытия | ||
пеленг | время | пеленг | время | ||
В прибрежных районах место судна контролируют с помощью визуальных методов, с использованием радиолокатора и радионавигационных систем. Требования к точности судовождения зависит от местных обстоятельств.
При плавании в других водах со скоростью до 30 узлов текущее место судна должно быть известно с погрешностью не более 4% расстояния до ближайшей опасности. При этом точность места должна оцениваться фигурой погрешностей с учетом случайных и систематических ошибок с вероятностью 95%.
Расчет допустимой точности плавания позволяет судить о надежности навигации при сравнении ожидаемых радиальных средних квадратических погрешностей Mсч с допустимыми М д. Так, если Мсч меньше М д., то заданная вероятность безопасного плавания на данном участке обеспечивается; если Мсч>М д, то заданная вероятность безопасного плавания не обеспечивается.
|
|
Радиальная средняя квадратическая погрешность обсервованного места не должна превышать ее допустимой величины, т.е. Мо Мд
Навигационная безопасность судна зависит, прежде всего, от соотношения расстояния до навигационного препятствия и величины погрешности места судна. Это расстояние должно быть не менее величины погрешности места, умноженной на коэффициент, определяющий вероятность безопасного плавания.
Расчеты РСКП выполняют в редакторе формул с подставлением выбранных значений mп, mD, D, θ.
Радиальная средняя квадратическая погрешность определения места судна различными способами определяется по формулам:
а) при определении места по пеленгу до одного и дистанции до другого ориентира:
б) при определении места по двум пеленгам:
в) при определении места по трем пеленгам:
М0зп = 0,7М02П
г) при определении места по двум расстояниям:
д) при определении по пеленгу и дистанции на один ориентир:
Ориентировочные значения средних квадратических погрешностей навигационных элементов:
- 0,3…0,5о ― курс по гирокомпасу;
- mп 0,6…1,7о ― пеленг по гирокомпасу;
- 0,7…2,0о ― пеленг по НРЛС;
- mD 0,8% от D расстояние по НРЛС ― точечные ориентиры;
- 0,6…3,0% от D ― береговая черта;
Для приближенной оценки РСКП повторяющихся способов обсерваций по РЛС и видимым береговым ориентирам можно использовать следующие формулы ИМО:
1) по двум пеленгам М0 = 0,03 Dср;
2) по двум расстояниям М0 = 0,014 Dш;
3) по пеленгу и расстоянию М0 = 0,02 Dш
Рассчитанные значения РСКП записывают в таблицу 2.6.
|
|
Таблица 2.6 — Плановая таблица обсерваций
Опера- тивное время | Мд, мили | Способ определения Осн-й / Рез-й | Ориентиры | Мо, осн-й / и рез-й |
При прокладке курсов вблизи берега, в стесненных районах, где расстояние до навигационной опасности D (мили) мало, МД с Р = 0,95 рассчитывается по формуле:
.
При проходе узкостей, фарватеров, СРД необходимо вероятность безопасного прохода увеличить до 99% (Р = 0,99) и тогда МД рассчитывается по формуле:
,
где Ш — ширина судоходной части пролива, фарватера, СРД.
Рассчитанные значения РСКП записывают в таблицу 2.6.
Таблица 2.6 — Плановая таблица обсерваций
Опера- тивное время | Мд, мили | Способ определения Осн-й / Рез-й | Ориентиры | Мо, осн-й / и рез-й |
Радиальная средняя квадратическая погрешность текущего счислимого места судна рассчитывается по формуле
=
где Мо — радиальная средняя квадратическая погрешность обсервации, принятой за исходную для дальнейшего счисления;
Mc(t) — радиальная средняя квадратическая погрешность счисления за время от момента обсервации, принятой за исходную, до данного (текущего) момента.
Величина М0 зависит от способа обсервации.
при t менее2 часов
при интервале счисления более 2-х часов
Устанавливают заранее частоту определений места. Чем ближе к навигационной опасности, тем чаще предстоит определяться. Хорошая морская практика рекомендует определять место так часто, чтобы судно, даже если оно ошибочно изменит курс в сторону навигационной опасности, не могло бы оказаться в опасном месте за время между определениями.
Определение места судна через регулярные промежутки времени. При планировании плавания вблизи берегов или в узкостях, предусматривают определения места через равные промежутки времени. Также рекомендуется определять место судна перед поворотом и сразу после поворота на новый курс.
Дискретность обсерваций:
- при плавании вблизи берега и навигационных опасностей
;
- при плавании в открытом море
.