Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Проблема веры в ее соотношении с сомнением и знанием – одна из важнейших в творении познания.

Вера вообще – состояние сознания, не испытывающее сомнение, принимающее события, высказывания и тексты без доказательства и проверки.

Социально- гуманитарные науки рассматривают веру и верования человека прежде всего, как данность его бытия среди людей.

Познание, как и жизнедеятельность в целом, невозможны без веры, доверия, принятия знания как достоверного. Опираться на некоторые достоверности, несомненности – это и есть «форма жизни» и ее условие.

Х. Ортега-и-Гассет, противопоставляющий роль идей и верований в бытии человека.

В отличии от реальной жизни, которую мы проживаем, идеи принадлежат сфере интеллектуальной жизни, которая конструируется как «ирреальность».

Верование, в отличие от идей, не является плодом наших размышлений, мыслями или суждениями, они совпадают с самой реальностью как наш мир и бытие.

В нашей жизни мы руководствуемся огромным количеством верований: говорит Ортега-и-Гассет.

Верование – это другой жизненный феномен, нежели идеи, мы в них «пребываем», как «пребывают в уверенности», о них не размышляют, но с ними всегда считаются.

Верования присутствуют в нас не в осознанной форме, а как «скрытое значимое нашего сознания». Их обычно не осознаем, не мыслим, но они воздействуют на нас неявно.

Значимость наших верований определяется тем, что они унаследованы как традиции, принимаются в готовом виде как «вера наших отцов», как система прочных объяснений и интерпретаций. Среди самых значимых в европейской культуре является вера в разум и интеллект.

Вера присутствует и в структуре научного знания.

Возникновение веры в познавательном процессе не вызвано, как это часто утверждается, лишь отсутствием или недостатком информации. Следует признать существование объективных оснований веры.

Знание получает свой статус в результате логического оформления, обоснования, проверки, доказательства достоверности и истинности, и лишь в таком качестве оно обретает не только когнитивную, но социальную значимость.

Вера же базируется на социокультурной, коммуникативной апробации, социальной санкции и общезначимости того, во что верят.

Как соотносятся вера, сомнение, истина? Р. Декарт требовал все подвергать сомнению, чтобы освободить научное знание от обыденных заблуждений и принятых на веру эмпирических представлений.

Сомнение – это состояние беспокойства и неудовлетворенности, заставляющее действовать с целью его устранения, порождающее желание перейти к состоянию верования – спокойного и удовлетворенного. Сомнение – это стимул исследования и достижения цели.

Однако, ставка в науке только на сомнение – критике. Не только вера, но и сомнения могут оказаться необоснованными, фанатичными и догматичными.

М.Полани: В научном познании – единство и взаимодействие доверия и сомнения, именно так реализуется здесь рациональность.

Важнейший аспект веры ее соотношение с истиной.

В. Ильин: вера и истина –имеют различную природу и сущность. Вера существует интуитивно-экзистенциально, а истина – рационально-рассудочно.

 

 

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

 

1. Понятие ценности

2. Основные философские теории ценности

 

1. Любой объект или процесс природы, общества, культуры и т.д. может выступать в виде ценности, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, прекрасного или безобразного, справедливого или несправедливого и т.п.

    Ценность – понятие, которое определяет человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

    Ценность неразрывно связана с оценкой, которая – как средство осознания ценности.

    Ценность – это и полезный предмет, способный удовлетворить ту или иную потребность, и идеал, и норма.

    Ценность не является естественным свойством предметов, хотя она неразрывно связана со своим носителем и немыслима без него.

    Нет особого «Мира ценностей» - одни и те же объекты могут быть предметами и научного, и ценностного подходов.

    Сегодня под ценностями понимают не только нравственные и эстетические идеалы, но и различные когнитивные и методологические формы: истина, метод, теория, факт, принципы объективности, обоснованности, доказательности и прочее.

    До сих пор дискуссия: может ли быть наука свободна от ценностей?

    Два основных подхода:

    1) наука должна быть ценностно нейтральной, автономной. Освобождение от ценностей является условием получения объективной истины (классическая наука);

    2) от ценностей невозможно и не следует освобождаться, они – необходимое условие для становления и роста научного знания. Ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность (постнеклассическая наука).

    Поскольку значение различных ценностей для жизнедеятельности людей неодинаково, это основание для построения иерархии ценностей.

    Различные социокультурные типы общества вырабатывают свои специфические высшие ценности, детерминирующие поведение личности и ценностные ориентации. Западная и восточная ценностные парадигмы. Каждая свои высшие ценности, соответствующие своему образу жизни.

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: