Анализ современных исследований по вопросам готовности педагогов к взаимодействию с родителями показывает, что молодые педагоги – выпускники педагогических вузов не готовы к такому взаимодействию.
В.А. Кан-Калик отмечает, что педагоги не знают структуры и законов педагогического общения, испытывают трудности с коммуникацией. Также педагоги зачастую не способны контролировать свое эмоциональное состояние.
Будущие учителя либо перекладывают всю ответственность на родителей, либо проявляют излишнюю самостоятельность в осуществлении своей деятельности, полагая, что результат образования зависит исключительно от их профессионализма.
В этой связи становится целесообразным оценивать профпригодность педагога не только по итогам квалификационного экзамена на знание своего предмета и методики его преподавания, а так же исходя из его личностных качеств.
По мнению И.Н. Шиянова, при подготовке будущих учителей в педагогическом вузе необходимо ставить три фильтра: на входе – перед началом обучения; в середине – перед специализацией, на выходе – перед выдачей диплома. К числу профессионально желательных факторов следует отнести: способность к эмпатии, высокий социальный интеллект, коммуникабельность, субъект-субъектный характер отношений, толерантность и умение отчуждаться от собственных установок, умение слушать, самообладание, стрессоустойчивость. Большое внимание следует уделять отношению абитуриента к институту семьи, чтобы предотвратить возможную агрессию против нее.
Еще одна проблема при подготовке будущих педагогов к взаимодействию с родителями – недостаточное внимание к данной компетенции в содержании педагогических дисциплин и программ практик (заданий по взаимодействию с родителями учащихся в них просто нет).
Зарубежный опыт воспитания родителей
Ученые и общественность многих стран обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полноценно, как должно быть. В связи с этим разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педагогического образования родителей.
Появление понятия «воспитание родителей» относится к концу прошлого века, когда в Америке и Европе возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Ныне понятие «воспитание родителей» стало очень распространенным и поистине международным. Суть воспитания родителей - это квалифицированная помощь семье в выполнении ею воспитательной функции. На протяжении текущего столетия усилиями ученых многих стран сделана попытка создать теорию воспитания родителей. Основными понятиями этой теории являются «психолого-педагогические основы взаимодействия в семье», «содержание и формы воспитания родителей».
Первоначально воспитание родителей ограничивалось формальным сообщением родителям знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее время содержание воспитания родителей претерпело значительные изменения: оно включает широкий круг знаний, необходимых для нормального функционирования семьи (педагогические, психологические, экономические, медицинские, правовые, этнографические, этические и др.). Для реализации программы знаний предусматриваются различные формальные и неформальные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, тренинга, курсы и семинары, услуги видеотехники, деятельность в церковных общинах и др.). Воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности.
Программы воспитания родителей в европейских странах реализуются в разных моделях: адлеровской, учебно-теоретической, модели чувственной коммуникации, модели, основанной на транс-акциональном анализе, модели групповых консультаций, христианского воспитания родителей и др. Все модели имеют свою историю, базируются на определенных теоретических положениях, а следовательно, дают родителям различные установки в воспитательной деятельности и ориентируют на ту или иную практику воспитания детей. Общим для указанных выше моделей является исходное положение, согласно которому общество и сами родители могут помочь себе стать лучше, а это - важнейшая предпосылка успешного домашнего воспитания.
В США разрабатываются и реализуются многочисленные программы помощи семейному воспитанию, которые часто называются программами педагогического образования родителей. Для них характерно комплексное содержание, поскольку они созданы объединенными усилиями педагогов, психологов, социологов, психотерапевтов и других специалистов. Программы направлены на укрепление всех звеньев семейного воспитания, но в первую очередь - на повышение педагогической компетентности родителей. Учитываются особенности разных групп семей, поэтому создаются программы дифференцированной педагогической помощи семьям. Например, для семей с детьми, имеющими нарушения психофизиологического развития; с приемными детьми; для семей, «находящихся в невыгодных социальных условиях», и др. Примером таких программ может служить проект «Хэд Старт» (Head Start), в переводе - «Опережающий старт». Он был задуман с целью оказания всесторонних образовательных, оздоровительных и социальных услуг детям из малообеспеченных семей. При этом учитываются особенности семьи ребенка и обращается особое внимание на всестороннее участие семьи ребенка в предлагаемой программе. С 1965 г. более 5 млн детей было охвачено системой обучения «Хэд Старт». Ежегодно в 1400 Хэд Старт-центрах (дошкольных учреждениях) обучается около 400 000 детей и почти такое же количество родителей. Работа с родителями имеет целый ряд аспектов, как-то: участие родителей в планировании работы дошкольных учреждений и реализации их планов; информирование и обучение родителей современным методам образования детей, применимым в домашних условиях; индивидуальное консультирование родителей с целью помощи в решении их проблем и т.д. Родители привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.) в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников. Организуется работа родителей с собственными детьми под руководством специалистов. Например, обучение матерей способам формирования у ребенка навыков личной гигиены, методике чтения книги и др.
В проекте «Хэд Старт», как и в других программах педагогического образования родителей США, много внимания уделяется психологическим основам взаимодействия в семье на принципе равенства взрослых и детей. Так, родители учатся заинтересованно выслушивать мнение детей (метод «активного слушания»), обращаться к гуманным приемам коррекции их поведения т.д.
Во многих штатах США разрабатываются программы привлечения мужчин к воспитанию детей, включающие создание курсов, где мужчины обучаются уходу за детьми, поощряющие работу мужчин в качестве учителей школ и воспитателей детских садов.
Вопросы для обсуждения на лекции:
1. Каковы общие и различные признаки общественного и семейного воспитания?
2. Вспомните пословицы о семье, домашнем воспитании, а также художественные произведения, в которых дается характеристика семьи поколенные и внутрисемейные отношения. Изменилась ли семья и отношение к ней общества в XXI веке?
3. В чем, на ваш взгляд состоит общее и отличие во взаимодействии школы и семьи в России и мире (в Европе, США и др. странах)? Зачем российским ученым и практикам изучать зарубежный опыт в названном направлении?
4. Почему важно готовить учителей к взаимодействию с родителями? Изменит ли внимание к этому процессу качество образования?
Дискуссионный вопрос для «5-минутки»:
Как Вы считаете, какой характер будет носить взаимодействие школы и семьи через 100 лет? Почему?
Задание к семинару 2 («Воспитательный потенциал семьи и школы»):
1. Сущность воспитательного потенциала педагогической системы, его компоненты.
2. Воспитательный потенциал семьи.
3. Воспитательный потенциал школы.
4. Ознакомиться с текстами документов:
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 04 февраля 2010 года);
· Профессиональной стандарт педагога (от 18 октября 2013 г.).
5. Индивидуально: подготовить устное сообщение об одной из моделей образования родителей: адлеровская, учебно-теоретическая, модель чувственной коммуникации, модель групповых консультаций, модель христианского воспитания родителей.
6. Индивидуально: Ознакомиться с текстом памятника русской литературы XVI века «Домострой». Подготовить устный доклад о роли семьи и роли школы в воспитании детей.