Структура программы в VBA

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. ЯЗЫК VBA

Методические указания к выполнению лабораторных работ

для студентов направления подготовки бакалавриата

09.03.03 – Прикладная информатика

всех форм обучения

 

Составитель

С. В. Лебедева

 

Санкт-Петербург

2020

 


Утверждено

на заседании кафедры

протокол № 1от 01.09.2016 г.

Рецензент Н. Ю. Бусыгин

 

 

Методические указания  представляют собой практическое руководство к выполнению лабораторных работ по дисциплине "Информатика и программирование"  2-я часть. В них содержится необходимый теоретический и практический материал для изучения объектно-ориентированного программирования на языке VBA в MS Еxcel, описание базовых алгоритмических структур и характерных приемов программирования в синтаксисе языка VBA.

Методический материал для приобретения практических навыков предваряет задания на самостоятельную работу студентов. В нем пошагово расписывается решения аналогичных задач с подробной иллюстрацией графическим материалом. Методические указания позволят закрепить теоретические знания по программированию для решения инженерно-технических задач

 

Оригинал-макет подготовлен составителем и издан в авторской редакции

 

 

Учебное электронное издание сетевого распространения

Издано в авторской редакции

 

Системные требования:

электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF

 

Режим доступа: //publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2020 65, по паролю. ‒ Загл. с экрана

Дата подписания к использованию 20.01.2020 г. Рег. № 65/20

 

ФГБОВО «СПбГУПТД»

Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18

http://sutd.ru

 

 






СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА VBA.. 5

Структура программы в VBA.. 6

Процедуры и функции.. 7

Понятие данных. 10

Константы 10

Переменные. 11

Типы данных. 11

Общие правила записи выражений. 14

Лабораторная работа № 1. Алгоритм линейной структуры... 15

Программная реализация алгоритма.. 16

Лабораторная работа № 2-3
АЛГОРИТМ РАЗВЕТВЛЯЮЩЕЙСЯ СТРУКТУРЫ... 23

ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ РАЗВИЛКИ.. 23

Программная реализация алгоритма.. 25

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА ВЫБОР. 30

Программная реализация алгоритма.. 30

Лабораторная работа № 4.
АЛГОРИТМ ЦИКЛИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ... 34

АЛГОРИТМ ЦИКЛА С ПРЕДУСЛОВИЕМ.. 34

АЛГОРИТМ ЦИКЛА С ПОСТУСЛОВИЕМ.. 34

Программная реализация алгоритма.. 36

Лабораторная работа № 5 АЛГОРИТМ ЦИКЛА СО СЧЕТЧИКОМ... 39

Программная реализация алгоритма.. 39

Лабораторная работа № 6-7. МАССИВЫ... 42

Описание массива фиксированного размера. 42

Описание массива переменного размера. 43

Типовые алгоритмы обработки массивов. 43

Лабораторная работа № 8-9
ОБЪЕКТНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В VBA.. 46

Инструкция With..End With. 47

Инструкция For Each...Next 48

Создание диалоговых форм. 49

 






ВВЕДЕНИЕ

Процессы решения современных задач требуют значительных интеллектуальных затрат и переработки больших объемов информации в ограниченные сроки. С целью сократить расходы на решение задач и были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ), а затем и персональные компьютеры (ПК).

 Однако у современных ПК отсутствует способность мышления. Чтобы иметь возможность перепоручить машине решение задачи, необходимо точно описать каждый шаг в процессе поиска ее решения. Для этого надо знать метод решения задачи, выбор которого зависит от построения формализованного описания задачи, ее математической модели. Однако для получения конкретных результатов недостаточно создание лишь метода, пригодного для решения задачи. Важно уметь применять его для решения заданных практических задач в определенных условиях.

Важным этапом освоения технологии решения задач на компьютере является развитие навыков разработки алгоритмов, их правильного представления в соответствии с общепринятыми стандартами, знание базовых алгоритмических структур. Алгоритмическое мышление помогает сформировать следующие основные навыки решения задач:

­ умение правильно планировать структуру предстоящих действий для достижения заданной цели при помощи стандартного набора средств;

­ строить информационные структуры для описания объектов и процессов в конкретной предметной области;

­ правильно организовывать поиск информации, необходимой для решения задачи;

­ четко и однозначно формулировать способ решения задачи в общепринятой форме и правильно понимать способ решения, предложенный другим разработчиком;

­ формировать навыки анализа имеющейся информации, умения представлять ее в структурированном виде.

Формализованное алгоритмическое описание задачи является основой для ее кодированной формы записи, или иначе, программной. Для этого необходимо ввести обрабатываемые данные, указать, как их обрабатывать, задать способ вывода полученных результатов. С этой целью необходимо знать:

- как ввести информацию в память (ввод);

- как хранить информацию в памяти (данные);

- как указать правильные команды для обработки данных (операции);

- как передать обратно данные из программы пользователю (вывод);

- как упорядочить команды таким образом, чтобы:

o некоторые из них выполнялись только в том случае, если соблюдается определенное условие, или ряд условий (условное выполнение);

o  некоторые выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);

o  некоторые выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, чтобы начать программировать, необходимо умело использовать семь основных элементов программирования:

- ввод – считывание значений, поступающих с клавиатуры или файла на диске;

- данные – константы, переменные, структуры, содержащие числа, текст или адреса;

- операции – осуществляют присваивание значений, их комбинирование (сложение, деление и т.д.) и сравнение значений;

- условное выполнение – выполнение определенного набора команд в зависимости от выполнения условия;

- циклы – организация повторного выполнения некоторого набора команд либо фиксированное число раз, либо в зависимости от ложности или истинности некоторого условия;

- подпрограммы – набор команд, который имеет собственное имя, и может быть вызван любое число раз из произвольного места основной программы;

- вывод – вывод результатов задачи в форме, доступной для восприятия пользователю.

Целью программирования является описание процессов обработки данных. Процесс можно определить и описать как последовательность сменяющих друг друга состояний некоторой информационной среды. Набор данных, содержащихся в какой-либо момент в информационной среде, определяет состояние этой информационной среды.

Для того чтобы по заданному описанию требуемый процесс порождался автоматически на каком-либо компьютере, необходимо, чтобы это описание было формализованным. Такое описание называется программой. Любая программа должна быть понятной как компьютеру, так и человеку, так как и при разработке программ и при их использовании часто приходится выяснять, какой именно процесс она порождает. Поэтому программа составляется на удобном для человека формализованном языке программирования.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА VBA

Visual Basic For Application (VBA) – визуальный объектно-ориентир-ованный язык программирования приложений.

Ключевой идеей объектно-ориентированного программирования является объединение данных и оперирующих с ними функций в один объект.

Язык VBA не существует вне какого-либо приложения. Он встроен в такие приложения как редактор электронных таблиц Excel, СУБД МS Access, текстовый редактор WORD. В каждом из этих приложений существуют свои объекты, которые могут строиться на основе более мелких объектов - элементов управления и объединяются в более крупные объекты – семейства. Объект представляет собой элемент приложения, такой как, например:

— лист (Worksheet), ячейка (Cells), диапазон (Range) в МS Excel;

— форма (Form) или отчет (Report) в СУБД МS Access;

— документ (Document), абзац (Paragraph), стиль (Style) в МS Word.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В VBA

В VBA поддерживается следующая структура программы. На высшем уровне иерархии стоит приложение, далее идут проекты, связанные с фактическими документами этого приложения, на третьем уровне находятся модули (модули приложения, модули класса, стандартные модули, модули форм и модули ссылок). И на последнем уровне находятся процедуры и функции этих модулей. Схематически данная иерархия отображена на рис. 1.

Рис. 1. Структура программы на языке VBA

Проектом называется совокупность модулей, связанных с основным документом приложения.

Всю совокупность используемых модулей можно классифицировать следующим образом:

модуль объекта приложения. Модули этого типа всегда связаны с объектами, реагирующими на события. Главное назначение подобных модулей состоит в том, что они содержат заготовки процедур реакций на события.

­ модуль класса -  модуль, содержащий описание объекта, в том числе описания его свойств и методов;

­ модуль пользовательской формы содержит процедуры обработки событий объектов этих форм;

­ стандартный модуль. В стандартных модулях содержатся общие процедуры, не связанные ни с каким объектом, а также часто используемые процедуры, которые могут быть запущены из любого другого модуля проекта. Вызов этих процедур может осуществляться разными способами – из процедур обработки событий, процедур других стандартных модулей, макросов и просто выражений.

 Стандартный модуль включает только общую область, которая состоит из раздела описаний (Declaration), процедур и функций. Раздел описания Declaration содержит определение переменных, констант и данных специального типа уровня модуля.

Описания в стандартном модуле по умолчанию являются общими (Public).

Для исключения возможных ошибок при работе с переменными в раздел описания должна быть включена инструкция Option Explicit, которая требует явного описания всех переменных, используемых в процедурах.

Процедуры и функции

В языке VBA замкнутыми программными единицами являются процедуры.

Процедура – это независимая именованная часть программы, которую можно вызвать по имени в любом месте основной программы для выполнения определенных действий.

Обращение к процедуре производится по имени процедуры. При необходимости за именем процедуры в круглых скобках указываются список параметров, значения которых передаются в процедуру. Упоминание этого имени в тексте любой программы называется вызовом процедуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: