Нужда, спрос, их общность и различия. Классификация потребностей

Тема: Концепции, виды маркетинга. Потребности как объект маркетинга.

 

План:

1.Концепции маркетинга. Социальный маркетинг, его отличие от маркетинга.

2.Типы маркетинга в зависимости от состояния рынка.

3. Нужда, спрос, их общность и различия. Классификация потребностей.

 

Концепции маркетинга. Социальный маркетинг, его отличие от маркетинга.

Концепция маркетинга – это научная система предоставления услуг и получение взаимных выгод производителями, продавцом и покупателем, потребителем товара.

Каждая концепция строится на принципах маркетинга:

1) достижение должного результата;

2) удовлетворение потребностей клиентов;

3) скоординированность действий структурных подразделений фирмы;

4) получение прибыли, чтобы развивать дальнейшую деятельность.

Концепция маркетинга – процесс творческий.

Выделяют три концепции:

Сбытовая концепция маркетинга получила широкое распространение с начала 20 ст. до 30-х годов. Базировалась на том, что продажа товаров должна сопровождаться средствами стимулирования: заинтересовать покупателя, удержать его внимание;

Маркетинговая концепция – использовалась в послевоенные годы. Ее сущность заключалась в определении потребностей целевых рынков. В отличии от первой концепции, когда товары сначала изготовляли, а затем продавали, то маркетинговая концепция – изучает потребности, а затем изготовляет товары;

Концепция социального маркетинга с конца 70-х годов, она получила название «социально-этического маркетинга». Сущность в том, что предприятие должно ориентироваться на выпуск товаров, которые бы не только удовлетворяли потребности потребителей на более высоком уровне, чем конкуренты, но и учитывали данные интересы потребителя. Это концепция «разумного потребления» - «экологическая концепция».

 

Типы маркетинга в зависимости от состояния рынка.

Спрос можно поделить на существующий в данный момент на рынке и желательный с точки зрения фирмы. Поэтому на рынке могут сложиться следующие ситуации состояния спроса на рынке:

· Негативный спрос – используют конверсионный маркетинг. Если товар отвергается покупателями вне зависимости от качества (устарели), если выпустили товар, неудовлетворяющий спросу («пошла дурная слава»). маркетинг заключается в разработке рекламной работы и продвижения товара, который сформулировал бы спрос и противодействовал негативному мнению о товаре.

· Спрос отсутствует – стимулирующий маркетинг. Это такая рыночная ситуация, когда к предлагаемому товару отношение покупателя безразличное (неизвестный товар; товар, к которому нет деталей, т.е. неремонтопригодные). Действия: пропаганда, завоз деталей.    

· Потенциальный спрос – задача: сделать реальным. Для этого используют развивающий маркетинг (создание новых товаров).    

· Снижающийся спрос (падающий) – ремаркетинг – поиск новых возможностей оживления спроса (придание товару новизны, переориентация на новый рынок).

· Спрос колеблется – необходимо стабилизировать спрос – применяют синхромаркетинг (при торговле сезонными товарами, следует определить соответствующие фазы циклов; стремиться свести колебания к минимуму, изучив потребности).

· Спрос точно соответствует возможности фирмы – поддерживающий маркетинг (реклама, цены, следить за конкурентами, чтобы они не вытеснили фирму).

· Спрос чрезмерен (высок) – необходимо снизить, используют демаркетинг. Если спрос большой, а фирма не в состоянии сама его удовлетворить, то снижается или прекращается реклама, повышают цены, если невозможно произвести товары самой фирме она продает лицензию на выпуск своих товаров.

· Иррациональный (не рациональный) – его нужно свести к нулю (спиртные напитки, табачные изделия, лекарства). Используют противодействующий маркетинг (прекращают выпуск, изымают из торговли, антиреклама – пропаганда против потребления).

  Макромаркетинг и микромаркетинг

Макромаркетинг – методы маркетинга в национальном масштабе, нацеленные на улучшение качества жизни человека и общества.

Микромаркетинг - маркетинг предприятия, т.е. деятельность на основе исследования рынка, направленная на удовлетворение потребностей потребителя и достижение цели предприятия.

Маркетинг потребления товаров – деятельность по совершенствованию товаров народного потребления с целью удовлетворения потребностей.

Маркетинг товаров промышленного назначения – деятельность по совершенствованию продукции промышленного назначения с целью удовлетворения потребностей промышленных предприятий.

 

Нужда, спрос, их общность и различия. Классификация потребностей.

Чтобы понять и осмыслить приведенные эволюционные изменения маркетинга необходимо охарактеризовать такие понятие как ну3жда, спрос, рынок и т.д.

Нужда представляет собой чувство, в котором пребывает человек в связи с недостатком чего-либо.

Потребность – это нужда, которая приобретает специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и особенностями индивида.

Спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью покупателя.

Рынок – это совокупность и взаимосвязь людей, организаций, фирм с их потребностями, которые они хотят удовлетворить в процессе обмена.

Товар – все, что предлагается на рынке и может удовлетворить потребности в процессе купли-продажи.

Маркетинг и бизнес взаимосвязаны между собой. Если бизнес интересует престижность, репутация потребителя, то маркетинг – пытается получить ответ, почему покупают?

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности:

1)по сферам деятельности:

-потребности труда

-познания

-общения

-отдыха

2)по объекту потребностей:

-материальные

-биологические

-социальные

-духовные

-этические

-эстетические и др.

3)по значимости:

-доминирующие/второстепенные

-центральные/периферические

4)по временной устойчивости:

-устойчивые

-ситуативные

5)по функциональной роли:

-естественные

-обусловленные культурой

6)по субъекту потребностей:

-групповые

-индивидуальные

-коллективные

-общественные

6)по характеру деятельности:

- оборонительной,

-пищевой, половой,     

  -познавательной,

- коммуникативной,

-игровой.

7)Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности:

-биологические,

-трудовые,

-познания,

-общения,

-отдыха;

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности.

Базовые потребности — это всеобщие потребности, присущие всем людям, к базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Биологические (естественные) потребности - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования, питания, потребности расширения жизненного пространства, и пр.

Материальные - потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей,

Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности и должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности,

Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. Их можно классифицировать по трем критериям:

1) потребности для других - это потребности, выражающие сущность человека: общения, защиты слабого, в альтруизме —потребности жертвовать собой во имя другого.

2) потребности для себя - потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д.

3) потребности вместе с другими - это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, мира, и т.п..

Духовные потребности. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Ценностно-ориентированные потребности. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности.

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности населения с учетом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей.

 Круг потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под концепцией маркетинга?

2. В чем проявляется сущность сбытовой концепции маркетинга?

3. Когда применяется ремаркетинг?

4. Когда применяется стимулирующий маркетинг?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: