№ пары | Число испытуемых | Сотрудничество | Абсолютное благополучие в браке |
ху | ||||
х | х2 | у | у2 | |||||
1 | 1 | 8 | 0,9 | 0,81 | 44 | 0,8 | 0,64 | 0,72 |
2 | 8 | 0,9 | 0,81 | 44 | 0,8 | 0,64 | 0,72 | |
2 | 3 | 10 | 2,9 | 8,41 | 44 | 0,8 | 0,64 | 2,32 |
4 | 6 | -1,1 | 1,21 | 44 | 0,8 | 0,64 | -0,88 | |
3 | 5 | 6 | -0,1 | 1,21 | 41 | -2,2 | 4,84 | 2,52 |
6 | 7 | -0,1 | 0,01 | 40 | -3,2 | 10,24 | 0,32 | |
5 | 7 | 7 | -0,1 | 0,01 | 45 | 1,8 | 3,24 | -0,18 |
8 | 7 | -0,1 | 0,01 | 45 | 1,8 | 3,24 | -0,18 | |
10 | 9 | 8 | 0,9 | 0,81 | 41 | -2,2 | 4,84 | -1,98 |
10 | 9 | 1,9 | 3,61 | 45 | 1,8 | 3,24 | 3,42 | |
11 | 11 | 7 | -0,1 | 0,01 | 43 | -0,2 | 0,04 | 0,02 |
12 | 5 | -2,1 | 4,41 | 42 | -1,2 | 1,44 | 2,52 | |
25 | 13 | 6 | -1,1 | 1,21 | 44 | 0,8 | 0,64 | -0,88 |
14 | 8 | 0,9 | 0,81 | 45 | 1,8 | 3,24 | 1,62 | |
26 | 15 | 9 | 1,9 | 3,61 | 44 | 0,8 | 0,64 | 1,52 |
16 | 3 | -4,1 | 16,81 | 40 | -3,2 | 10,24 | 13,12 | |
∑ | 114 | 43,76 | 691 | 48,44 | 24,72 |
Для оценки значимости rэмп. пользуемся таблицей «Критические значения оценки коэффициента линейной корреляции rкр.».
rкр.(16) = 0,497
rэмп. > rкр.:
0,537 > 0,497 (р < 0,05)
Вывод: связь между факторным признаком – сотрудничество и результативным – абсолютное благополучие в браке положительная, прямая, достоверная (р < 0,05).
Таким образом, по формуле №1 и по формуле №2 получена достоверная связь, положительная, прямолинейная (р < 0,05).
|
|
Таблица 2.3
Критические значения коэффициента линейной корреляции р.
Корреляция статистической значима (Р <0,05), если эмпирическое и тем более достоверна (Р <0,01), если эмпирическое
n | Уровень значимости Р | n | Уровень значимости Р | ||
5% | 1% | 5% | 1% | ||
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 | 0,950 0,878 0,811 0,754 0,707 0,666 0,632 0,602 0,576 0,553 0,514 0,497 0,482 0,468 0,456 0,444 0,433 0,423 0,413 0,404 0,396 | 0,990 0,959 0,917 0,874 0,834 0,798 0,765 0,735 0,708 0,684 0,641 0,623 0,606 0,590 0,575 0,561 0,549 0,537 0,526 0,515 0,505 | 26 27 28 29 30 35 40 45 50 60 80 90 100 125 150 200 250 300 400 500 1000 | 0,398 0,381 0,374 0,367 0,361 0,332 0,310 0,292 0,277 0,253 0,219 0,206 0,196 0,175 0,160 0,138 0,124 0,113 0,098 0,088 0,062 | 0,496 0,487 0,478 0,470 0,463 0,435 0,407 0,384 0,361 0,333 0,288 0,272 0,258 0,230 0,210 0,162 0,163 0,148 0,128 0,115 0,081 |
ЛЕКЦИЯ 4
Q – критерий Розенбаума
Q-критерий Розенбаума относится к непараметрическим критериям.
Назначение критерия. Q-критерий Розенбаума используется для оценки статической достоверности различий между двумя выборками по уровню какого-либо психологического признака, количественно (баллы, мм, см, и т.д.) измеренного.
Количество испытуемых в каждой из выборок ≥ 11.
Показание для применения Q-критерия Розенбаума:
1. Диапазоны разброса значений в двух выборках не должны совпадать между собой.
2. Данные психологического исследования представлены в порядковой шкале, в которой должно быть не менее трех классов, например, «низкий», «средний», «высокий»
3. Данные психологических признаков должны быть достаточно точно измерены.
|
|
4. Упорядочить значение психологического признака в обеих выборках можно как по нарастанию, так и убыванию признака.
5. Первым рядом (выборкой, группой) считать тот ряд, где значения выше, а вторым рядом – тот, где значение ниже.
Пример.
У студентов экономического (n1=14) и психологического(n2=12) факультетов по методике «Шкала измерения интеллекта Д.Векслера» по суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) к табличным данным были определены шкальные оценки IQ– вербального, IQ – невербального и общего IQ – показателей.
Полученные индивидуального значения IQ вербального, IQ невербального и общего IQ показателей по двум выборкам представлены в соответствующих психодиагностических таблицах.
Выбор метода математической обработки рассмотрим на примере психологического признака – вербальный интеллект.
I. Условия:
1. Две выборки испытуемых:
n1=14 студентов экономического факультета (n1>11)
n2=12 студентов психологического факультета (n2 > 11)
2. Психологический показатель – IQ вербальный точно количественно измерен. Индивидуальные значения вербального интеллекта в выборках студентов экономического (n1=14) и психологического (n2=12) факультетов:
Таблица 1
Индивидуальные значения вербального интеллекта в выборках студентов экономического (n1=14) и психологического (n2=12) факультетов
Студенты - психологи (n2=12) | |
Код имени испытуемого | Показатель вербального интеллекта |
1. Н.Т. | 126 |
2. О.В. | 127 |
3. Е.В. | 132 |
4. Ф.О. | 120 |
5. И.Н. | 119 |
6. И.Ч. | 126 |
7. И.В. | 120 |
8. К.О. | 123 |
9. Р.Р. | 120 |
10. Р.И. | 116 |
11. О.К. | 123 |
12. Н.К. | 115 |
Студенты - экономисты (n1=14) | |
Код имени испытуемого | Показатель вербального интеллекта |
1. И.А. | 132 |
2. К.А. | 134 |
3. К.Е. | 124 |
4. П.А. | 132 |
5. С.А. | 135 |
6. Ст.А. | 132 |
7. Т.А. | 131 |
8. Ф.А. | 132 |
9. Ч.А. | 121 |
10. Ц.А. | 127 |
11. См.А. | 136 |
12. К.Ан. | 129 |
13. Б.Л. | 136 |
14. Ф.В. | 136 |
3. Диапазоны разброса значений вербально IQ в двух выборках не совпадают между собой: в группе студентов экономистов выше, чем в группе студентов психологов.
II. Задача: Выявить различия в уровне вербального интеллекта между студентами экономического и психологического факультетов.
III. Условия и задача соответствуют показанием для применения метода – Q-критерия Розенбаума.
АЛГОРИТМ