Выявление тесноты связи между факторным признаком – сотрудничество и результативным – абсолютное благополучие в браке

 

№ пары

Число испытуемых

Сотрудничество

Абсолютное благополучие в браке

ху

х х2 у у2

1

1 8 0,9 0,81 44 0,8 0,64 0,72
2 8 0,9 0,81 44 0,8 0,64 0,72

2

3 10 2,9 8,41 44 0,8 0,64 2,32
4 6 -1,1 1,21 44 0,8 0,64 -0,88

3

5 6 -0,1 1,21 41 -2,2 4,84 2,52
6 7 -0,1 0,01 40 -3,2 10,24 0,32

5

7 7 -0,1 0,01 45 1,8 3,24 -0,18
8 7 -0,1 0,01 45 1,8 3,24 -0,18

10

9 8 0,9 0,81 41 -2,2 4,84 -1,98
10 9 1,9 3,61 45 1,8 3,24 3,42

11

11 7 -0,1 0,01 43 -0,2 0,04 0,02
12 5 -2,1 4,41 42 -1,2 1,44 2,52

25

13 6 -1,1 1,21 44 0,8 0,64 -0,88
14 8 0,9 0,81 45 1,8 3,24 1,62

26

15 9 1,9 3,61 44 0,8 0,64 1,52
16 3 -4,1 16,81 40 -3,2 10,24 13,12
  114   43,76 691   48,44 24,72

 

 

Для оценки значимости rэмп. пользуемся таблицей «Критические значения оценки коэффициента линейной корреляции rкр.».

 

rкр.(16) = 0,497

 

rэмп. > rкр.:

 

0,537 > 0,497 (р < 0,05)

 

Вывод: связь между факторным признаком – сотрудничество и результативным – абсолютное благополучие в браке положительная, прямая, достоверная (р < 0,05).

Таким образом, по формуле №1 и по формуле №2 получена достоверная связь, положительная, прямолинейная (р < 0,05).


Таблица 2.3

Критические значения коэффициента линейной корреляции р.

 

Корреляция статистической значима (Р <0,05), если эмпирическое  и тем более достоверна (Р <0,01), если эмпирическое

 

n

Уровень значимости Р

n

Уровень значимости Р

5% 1% 5% 1%
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 0,950 0,878 0,811 0,754 0,707 0,666 0,632 0,602 0,576 0,553 0,514 0,497 0,482 0,468 0,456 0,444 0,433 0,423 0,413 0,404 0,396 0,990 0,959 0,917 0,874 0,834 0,798 0,765 0,735 0,708 0,684 0,641 0,623 0,606 0,590 0,575 0,561 0,549 0,537 0,526 0,515 0,505 26 27 28 29 30 35 40 45 50 60 80 90 100 125 150 200 250 300 400 500 1000 0,398 0,381 0,374 0,367 0,361 0,332 0,310 0,292 0,277 0,253 0,219 0,206 0,196 0,175 0,160 0,138 0,124 0,113 0,098 0,088 0,062 0,496 0,487 0,478 0,470 0,463 0,435 0,407 0,384 0,361 0,333 0,288 0,272 0,258 0,230 0,210 0,162 0,163 0,148 0,128 0,115 0,081

 


 



ЛЕКЦИЯ 4

 Q – критерий Розенбаума

Q-критерий Розенбаума относится к непараметрическим критериям.

       Назначение критерия. Q-критерий Розенбаума используется для оценки статической достоверности различий между двумя выборками по уровню какого-либо психологического признака, количественно (баллы, мм, см, и т.д.) измеренного.

       Количество испытуемых в каждой из выборок ≥ 11.

Показание для применения Q-критерия Розенбаума:

1. Диапазоны разброса значений в двух выборках не должны совпадать между собой.

2. Данные психологического исследования представлены в порядковой шкале, в которой должно быть не менее трех классов, например, «низкий», «средний», «высокий»

3. Данные психологических признаков должны быть достаточно точно измерены.

4. Упорядочить значение психологического признака в обеих выборках можно как по нарастанию, так и убыванию признака.

5. Первым рядом (выборкой, группой) считать тот ряд, где значения выше, а вторым рядом – тот, где значение ниже.

Пример.

У студентов экономического (n1=14) и психологического(n2=12) факультетов по методике «Шкала измерения интеллекта Д.Векслера» по суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) к табличным данным были определены шкальные оценки IQ– вербального, IQ – невербального и общего IQ – показателей.

Полученные индивидуального значения IQ вербального, IQ невербального и общего IQ показателей по двум выборкам представлены в соответствующих психодиагностических таблицах.

       Выбор метода математической обработки рассмотрим на примере психологического признака – вербальный интеллект.

I. Условия:

1. Две выборки испытуемых:

n1=14 студентов экономического факультета (n1>11)

n2=12 студентов психологического факультета (n2 > 11)

2. Психологический показатель – IQ вербальный точно количественно измерен. Индивидуальные значения вербального интеллекта в выборках студентов экономического (n1=14) и психологического (n2=12) факультетов:

Таблица 1

Индивидуальные значения вербального интеллекта в выборках студентов экономического (n1=14) и психологического (n2=12) факультетов

Студенты - психологи (n2=12)

Код имени испытуемого Показатель вербального интеллекта

1. Н.Т.

126

2. О.В.

127

3. Е.В.

132

4. Ф.О.

120

5. И.Н.

119

6. И.Ч.

126

7. И.В.

120

8. К.О.

123

9. Р.Р.

120

10. Р.И.

116

11. О.К.

123

12. Н.К.

115

 

Студенты - экономисты (n1=14)

Код имени испытуемого Показатель вербального интеллекта
1. И.А.

132

2. К.А.

134

3. К.Е.

124

4. П.А.

132

5. С.А.

135

6. Ст.А.

132

7. Т.А.

131

8. Ф.А.

132

9. Ч.А.

121

10. Ц.А.

127

11. См.А.

136

12. К.Ан.

129

13. Б.Л.

136

14. Ф.В.

136

 

3. Диапазоны разброса значений вербально IQ в двух выборках не совпадают между собой: в группе студентов экономистов выше, чем в группе студентов психологов.

II. Задача: Выявить различия в уровне вербального интеллекта между студентами экономического и психологического факультетов.

III. Условия и задача соответствуют показанием для применения метода – Q-критерия Розенбаума.

 

АЛГОРИТМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: