С одной стороны, авангардисты, и в особенности Штокхаузен, создают совершенно новые звуковые миры, не имеющие точек соприкосновения с музыкой прошлого, осуществляют «скачок» в развитии. Но сам «скачок» был вызван и обусловлен завершённостью циклоклассической культуры.
Раздвижение границ музыки, к которому постоянно стремился романтизм, но принципиально не мог его достигнуть, было наиболее последовательно и осознанно осуществлено Штокхаузеном. Для него музыка получила своё продолжение в слове, в жесте, в религиозном ритуале.
Музыкальный мир Штокхаузена постоянно эволюционирует.
В произведениях рубежа XX-XXI веков он предстаёт совершенно другим, нежели в период авангарда 50-х годов.
Начиная с 60-х годов вплоть до настоящего времени существенно расширяется круг исторических и географических горизонтов музыки Штокхаузена. Вопреки многообразным тенденциям «ретро», которые преобладают в современном искусстве, Штокхаузен неуклонно расширял действие своего «авангардного принципа»: «Создание того, что прежде не существовало и чему невозможно дать объяснение».