История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования

 

В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы. Выделяют два подхода к этой сфере социальной работы: социальные работники либо входят в состав персонала школы, либо объединены в специальные службы обеспечения образования. Первый подход имеет место, например, в Германии, второй – в Великобритании.

Независимо является ли социальный работник штатным сотрудником или работает в специальной службе обеспечения образования задачи у них одни и те же. В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом. Социальные работники в Великобритании прикрепляются к отдельным школам, регулярно их посещают, работают с учителями, помогая им решать проблемы посещаемости, поведения, а также материальные проблемы. Особой заботой социальных работников являются дети, подвергающиеся жестокому обращению, страдающие от материнской депривации, и дети-инвалиды. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, врачей, полиции и пр.

В задачи указанной службы в Великобритании входит и оказание помощи детям, которые временно или окончательно исключены из школы. В этом случае социальный работник должен помочь родителям устроить ребенка в другое учебное заведение, наладить детско-родительские отношения. Специалисты этой сферы также осуществляют наблюдение за выполнением правовых норм труда детей, выясняют причины длительного отсутствия детей в школе, осуществляют материальную помощь. Социальные работники школ могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной. В развитых зарубежных странах социальные работники есть и в высших учебных заведениях. Там они помогают студенческим организациям защищать свои права, организовывать жизнь в общежитиях, помогают иностранным студентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам инвалидам. Нередко социальные работники преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную работу.

Развитие практической психологии как научной дисциплины для системы образования обусловлено в значительной степени многоотраслевым развитием самой психологической науки. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности. Развитие практической психологии, по сути, является ответом на социальный заказ общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. Развитие практической психологии в настоящее время идет интенсивными темпами. Она стала не только приоритетной областью знания во многих отраслях науки, но и самым востребованным разделом психологии. В настоящее время происходит обобщение накопленного эмпирического материала, методических приемов работы психологов в системе образования, и описание всего множества проблем деятельности психолога с точки зрения реальной практики, возможного внедрения в различные сферы деятельности человека.

Внимание практической психологии направлено на индивида, личность, испытывающую определенные психологические трудности и напряжение в решении конкретных жизненных проблем, переживающую события кризисного или катастрофического характера. К основным результатам профессиональной деятельности практического психолога относят обсуждаемые и совместно с клиентом выработанные системы социальных взаимодействий и программы поведения, обеспечивающие оптимальные условия жизнедеятельности и нейтрализующие негативные последствия пережитых жизненных напряжений и проблем в соответствии с возрастными возможностями и индивидуально-личностными особенностями.

Психологическая служба в системе образования действует для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, своевременного выявления трудностей, проблем и условий индивидуального развития личности, коррекции межличностных отношений всех участников педагогического процесса, профилактики отклонений в индивидуальном развитии и поведении. Она является системой, которая направлена прежде всего на индивидуальную работу с человеком с целью максимального выявления их творческих способностей и условий их развития, формирования здорового образа жизни, преодоления кризисных жизненных ситуаций.

Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками сущности их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья учащихся. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Содержание и система работы обусловливают ряд основных требований к организации психологической службы в системе образования. К ним относятся:

- применение специфических методов и приемов воздействия на поведение человека, требующих высокого профессионализма;

-высокая ответственность специалистов за результаты диагностической и коррекционной работы и за те советы, которые они дают;

-анонимность в работе и необходимость дозированного предоставления информации специалистам разного профиля, родителям, детям;

- работа с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в состоянии депрессии, стресса, внутриличностного или межличностного конфликта, имеют определенные органические или психические заболевания, отличаются от других нестандартными фор мамы поведения.

Такие условия работы предусматривают организацию в структуре ведомства отдельного относительно независимой службы со своей структурой подчинения, ответственности и управления. Каждый сотрудник этой структуры, каждое должностное лицо не суть персональную ответственность за содержание и результаты работы, за компетентность принимаемых решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: