Практическая психология в начальной и средней общеобразовательной школе

 

Поступление ребенка в школу – является важным моментом в жизни каждого ребенка. Он связан с новым типом отношений со сверстниками, учителем, новыми формами деятельности. Возраст от шести до семи лет – кризисное. 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. У него сохраняется особенность мышления дошкольника, преобладает непроизвольное запоминание (запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что необходимо запомнить). Специфика внимания проявляется в том, что ребенок способен заниматься одним делом не более, чем 10-15 минут. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников можно обеспечить только в согласованной работе, предоставляя психологическую помощь ученикам. Психолог контролирует и корректирует процесс адаптации через соблюдение соответствующих рекомендаций учителем, который, в свою очередь, учитывая выводы психолога, меняет ход учебно-воспитанного процесса.

Обучение этих детей, предусматривает введение введение соответствующего режима продолжительность урока не более 35 минут; организация подвижных игр на перемене; прогулки, дневной сон отсутствие домашнего задания. Учебный материал на уроке должно быть небольшим по объему, увеличивается количество общеразвивающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, экскурсии, специальные развивающие занятия), вводятся медицинский контроль и психологическое сопровождение, особые программы и методы обучения. Как показывает опыт, несмотря на стремление многих директоров школ и педагогов реализовать эти требования к обучению, нерешенной остается ряд проблем, среди которых называются и материально-технические, и учебно-методические, и нормативные.

В работе с шестилетними первоклассниками необходимо учитывать их возможности и нормы нагрузки:

- Общую учебную нагрузку – 4 ч. в день;

- Непрерывная письменная работа – 4-5 мин.;

- Непрерывное чтение – 8 мин.;

- Средняя активность внимания – до 15 мин.;

- Прослушивание звукозаписи – 6-10 мин.;

- Просмотр диафильмов, кинофильмов, телепередач – 15 мин.;

- Пребывание на свежем воздухе – не менее 4 ч.;

- Продолжительность сна – 15 ч. в сутки, из них дневной сон (желательно) – 1,5 ч.

Психологическое сопровождение развития школьника в процессе его обучения в начальной школе направлен на то, чтобы помочь каждому ученику социализироваться и адаптироваться к социальной среде путем оптимального развития его потенциальных возможностей.

Психологическое сопровождение развития школьника в процессе его обучения в начальной школе направлен на то, чтобы помочь каждому ученику социализироваться и адаптироваться к социальной среде путем оптимального развития его потенциальных возможностей. Психологическое сопровождение ориентирован на оптимистическую перспективу каждого ученика и направлен на помощь оптимальному развитию каждого ученика – его познавательной деятельности, усвоению им предметных знаний и социальных ценностей, норм межличностного взаимодействия и общения, формированию самостоятельного типа поведения и творческой направленности, положительного психологического самочувствия.

Средствами реализации этой системно организованной деятельности являются:

- изучение психического развития ученика и условий его обучения и воспитания;

- влияние на социальное и учебно-образовательную среду с целью создания условий развития, адекватных особенностям ребенка;

- коррекционная и развивающая работа психолога с ребенком в индивидуальных и групповых формах.

Можно выделить следующие циклы психологического сопровождения ученика начального звена образования:

- психологическое сопровождение школьника начинающего. Окончание этого этапа связывается с выявлением большинством учащихся качеств, характерных для младшего школьного возраста. Его граница определена серединой второго года обучения;

- психологическое сопровождение в период обучения с середины второго до середины четвертого класса;

- психологическое сопровождение во второй половине четвертого класса.

Анализ нормативно-правовых документов и обращений работников психологической службы позволяет выделить ряд проблем, требующих решения:

- У 33 % городских и 87 % сельских / поселковых дошкольных учебных заведениях отсутствуют должности практических психологов;

- Отсутствует эффективная взаимодействия практических психологов дошкольных и общеобразовательных учебных заведений при поступлении ребенка в школу;

- Низкий уровень психологической культуры педагогов и родителей в отношении индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- Создан прецедент по введению должностей социальных педагогов в дошкольных учебных заведениях общего типа;

- Не нормировано вопросы по оплате труда специалистов психологической службы (заведование кабинетом, ведение факультативов, работы в ДОУ комбинированного типа и т.п.).

Насущные проблемы развития психологической службы системы образования могут быть решены путем:

- Стопроцентного обеспечения учебных заведений практическими психологами и социальными педагогами, а также обеспечение последних надлежащими условиями труда;

- Разработки унифицированной модели взаимодействия практического психолога дошкольного и общеобразовательного учебного заведения;

- Подготовки и внедрения просветительских и профилактических программ по вопросам преодоления агрессивности, жестокости насилия среди учащихся начальной школы и по отношению к ним;

- Разработки алгоритма взаимодействия социального педагога с представителями других органов и служб в вопросе семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах [адаптация детей к учеб в школе].

В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы. В литературе выделяют два подхода к этой сфере социальной работы: социальные работники либо входят в состав персонала школы, либо объединены в специальные службы обеспечения образования. Первый подход имеет место, например, в Германии, второй – в Великобритании. Независимо является ли социальный работник штатным сотрудником или работает в специальной службе обеспечения образования задачи у них одни и те же. В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом. Социальные работники в Великобритании прикрепляются к отдельным школам, регулярно их посещают, работают с учителями, помогая им решать проблемы посещаемости, поведения, а также материальные проблемы. Особой заботой социальных работников являются дети, подвергающиеся жестокому обращению, страдающие от материнской депривации, и дети-инвалиды.

Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, врачей, полиции и пр. В задачи указанной службы в Великобритании входит и оказание помощи детям, которые временно или окончательно исключены из школы. В этом случае социальный работник должен помочь родителям устроить ребенка в другое учебное заведение, наладить детско-родительские отношения. Специалисты этой сферы также осуществляют наблюдение за выполнением правовых норм труда детей, выясняют причины длительного отсутствия детей в школе, осуществляют материальную помощь. Социальные работники школ могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной Корнюшина Заруб опыт].

Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентивный характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: