Основная учебная литература

 

1. История философии/Под ред. В.П. Кохановского. Р-н-Д., 1999.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

3. Скирбекк Г., Гилье Н. история философия. М., 2000.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1999.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.

7. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Хрестоматия по истории философии. От Лаоцзы до Фейербаха. М., 1997.

2. История философии: Запад – Россия – Восток. Т.1. М., 1996.

3. Рассел Б. История западной философии. М., 1998.

4. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1998.

5. Льюис Дж. Г. Античная философия от Фалеса до Сократа. Минск, 1997.

6. Льюис Дж. Г. Античная философия от Евклида до Прокла. Минск, 1998.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

8. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1960.  

9. Асмус В.Ф. Платон. М.,1969.

10. Тарнас Р. История западной мысли. М., 1995.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990.

Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2003.

 

Ко 2 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.

Скирбекк Г., Гилье Н. история философия. М., 2000.

Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990.

 

ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 (2 часа).

 

1. Как возможна средневековая философия?

2. Периодизация, основные темы и особенности средневековой философии.

3. Аврелий Августин. Философствование в вере.

4. Фома Аквинат и золотой век схоластики.

5. Поздняя схоластика. Разрыв веры и разума, церкви и мира, теологии и философии. Итоги тысячелетнего развития средневековой философии.

 

1 вопрос. Фундаментальные идеи философского плана Библейского послания. Откровение священного Писания как основа духовного события – встречи «Священного Иерусалима и Священных Афин». Философствование в вере.

Как можно прокомментировать утверждение: «Философия была спасена религией»?

2 вопрос. Патристика. Возможность и необходимость использования достижений античной философии для обоснования истин веры. Ориентация на Платона. Схоластика. Проблема гармонизации веры и разума. Аристотелизм. Рационалистская и мистическая линии внутри средневековой философии.

    Что позволяет нам говорить об ориентации патристики на Платона, а схоластики – на Аристотеля? Своеобразие философствования. Текст священного Писания как исток философствования и конечная объяснительная инстанция. Экзегетика. Апофатический и катафатический характер философствования. Вера как особая способность души. «Схождение ума в сердце». Открытость истине. Корпоративность истины. Назидательный характер философствования. Основные темы. Бог как истинное бытие. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм. Тема тринитарности. Христологическая тема. Смысл явления Христа. Христианская антропология. Воплощение и развоплощение. Идея спасения. Самопознание как богопознание. Проблема добра и зла. Свобода воли и Высшее благо. Теодицея.

    На каких догматах веры базируется христианская антропология?

Вопрос 3. Августин (354-430 гг.). Метафизика «душевных глубин». «Познай Бога и собственную душу. Бога – через душу, душу через Бога». «Я ошибаюсь (заблуждаюсь, обманываю себя), следовательно, существую» - о чём нам говорят эти суждения Августина?

    Релятивистская теория времени. Внутреннее время.

    Как возможен вопрос о времени? Природа зла и свобода воли. Относительность зла. Грех как торжество самодостаточности человеческого я. Истина и прозрение.

    «Град земной» и «Град небесный». Эсхатологизм. Смысл истории как возможность её исчерпания. Человек есть любовь. Значение взглядов Августина для духовной жизни человека.

«Люби и тогда делай что хочешь!» Каков смысл этого утверждения Августина?

Вопрос 4. Фома Аквинат (1221-1274) и предельная систематизация христианского аристотелизма. Онтология Esse как бытие вообще и ens как отдельное бытие. Категории. Актуальность и потенциальность. Причины. Форма и материя. Душа и тело. Эпистемология. Проблема гармонизации веры и разума.

    Английский историк 18 столетия Гиббон напишет: «…свершилось ужасное: вера победила разум!» Можно ли утверждать, что Аквинат начал бы с ним по поводу этого суждения спор? Почему?

    Преодоление скептицизма.

    Проблема добра и зла.

    Как с позиций Фомы можно интерпретировать суждение: «Благими намеринями дорога в ад вымощена»?

    Бог как конечная духовная цель. Бог и мир. Способы доказательства бытия Бога.

    Удаётся ли Аквинату гармонизировать веру и разум?

 

Вопрос 5. Рост критических настроений среди схоластов. Прогресс знания. Номинализм. У.Оккам. Отрицание доказуемости догматов вероучения. Разрыв естественного знания и религиозной веры. Универсалии. «Бритва Оккама».

    Какие факторы свидетельствуют об исчерпаемости схоластической проблематики и приближении окончания этой значительной эпохи?

    Оказало ли средневековое мировоззрение в целом влияние на формирование медицинских взглядов и знание? Какое?

 

 

Темы рефератов

 

1. Блаженный Августин: жизнь и судьба.

 

 

Основная литература

 

1. Философия под ред. В.Д.Губина. М., 1996.

2. Г.Скирбекк и Н.Гилье. История философии. М., 2000.

3. В.В.Соколов. Историческое введение в философию. М., 2004.

4. В.Ф.Шаповалов. Основы философии. От классики к современности. М., 1999.

5. Философия медицины под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Хрестоматия по истории философии. От Лао-цзы до Фейербаха. М., 1997.

2. Ф.Коплстон. История философии. Средние века. М., 2003.

3. История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1995.

4. Дж.Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб., 1994.

 

 

Литература к реферату

 

1. А.Августин. Исповедь.М., 1991.

2. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб., 1994.

 

 

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(2 часа).

1. Своеобразие эпохи Возрождения, ее место в истории человечества. Синтез античного и средневекового духовного наследия в эпоху Ренессанса.

2. Гуманистическое и естественнонаучное направление философской мысли Возрождения.

3. Социально-политические, утопические идеи эпохи Ренессанса

Темы рефератов

 

1. Идеи Ренессанса в медицинском знании: Теофраст Парацельс (1493-1541).

2. «Титанизм» как феномен Эпохи Возрождение. Проблема величия и трагизма человеческой личности. (Л. да Винчи; Микланджело)

3. Гуманизм и реформация: новое религиозное сознание. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Идеи М.Лютера, Ж.Кальвина.

 

Вопрос 1. Исторические рамки эпохи Возрождения, соотношение и взаимообусловленность основных принципов философской мысли эпох Средневековья и Возрождения. Специфичность «восприятия» и «возрождения» наследия Античности в обозначенный период. Особый статус искусства (в частности - живописи) в эпоху Возрождения как проявление взаимообусловленности философской мысли и художественного творчества.

Вопрос 2. Гуманизм как своеобразный контекст духовных поисков эпохи Возрождения. Реабилитация человека благодаря переносу активной творческой природы Бога на человека, идея человека – творца. Пико-делла-Мирандола (1463-1494) и его мысль об универсальной природе человека. Доктрина «всеобщей естественной религии» Марсилио Фичино (1433-1499), ее значение в обосновании новой концепции человека. «Открытие» любви, красоты, наслаждения, как онтологической реальности человека и мира. «Возрождение» Аристотеля: философская мысль П. Помпонацци (1462-1525). Возрождение античного диалога как излюбленного жанра гуманистов. Диалогичность, включающая столкновения разных умов, несходных позиций, позволяла насладиться спором - таков эстетический идеал гуманизма. Отличие диалога гуманистов от диспутов схоластов: у последних это чисто школьная процедура, имеющая формальное значение; у первых - это беседа в дружеском кругу, на лоне природы, ее цель - в самом процессе человеческого общения, а не в доказательстве уже известных истин. Марсилио Фичино указывает на ценность диалога: "... некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать,... прирождена людям изначально... И любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование... Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки".

В рамках средневекового теоцентризма у природы отчуждена субстанциальность и самоценность. Культура Возрождения возвращает природе эту характеристику в двух формах:

·Обожествление природы - пантеизм

·Разделение природы и Бога - дуализм. Не отрицается, что Бог сотворил, но объявляется, что природа самодостаточна.

В рамках дуализма проблема Бог - мир приобретает особое значение: развивается мысль, что природу надо объяснять, исходя из самой природы. Так природа становится объектом познания. Эта идея отражается в натурфилософском направлении философии Возрождения и естественнонаучной ориентации культуры Возрождения.

Открытие «эстетики природы» и развитие естественных наук как условие Научной революции к.XVI - н.XVIIвв. Формирование нового экспериментального типа мышления.: Николай Коперник (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Иоганн Кеплер (1571-1630), Галилео Галилей (1564- 1642).

Вопрос 3. Утопии как феномене гуманистического сознания - "Утопия" Томаса Мора, "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы, "Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона. «Коперниканский переворот» в политическом мышлении: личностное измерение мира политического, человек как субъект истории и творец социальной реальности (Н. Макиавелли)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: