Дополнительная литература

 

1. Бердяев Н.А. Мир творчества/Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

3. Бубер М. Проблема человека/Бубер М. Два образа веры.М., 1999.

4. Варавва В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»//Вопросы философии.2005.№12.

5. Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека//Вопросы философии.1996.№12.

6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

7. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Р-на-Д., 1998.

8. Мир философии.Т.2.М., 1991.

9. Подорога В. Феноменология тела.М., 1995.

10. Свасьян К. Человек как творение и творец культуры//Вопросы философии.1989.№7.

11. Соловьев В.С. Смысл любви. Любое издание.

12. Франк С.Л. Смысл жизни, Любое издание.

13. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2004.

14. Юнг. К.Г. Проблема души современного человека. М., 1996.

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

1. Гигишвили Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе//Вопросы философии.2000.№2.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.1997.№3.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 1999.

4. Фролов И.Т. Загадка жизни и тайна человека: поиск и заблуждения//Вопросы философии.1999.№8.

 

 

Ко 2 реферату

1. Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса//Вопросы философии.2006.№4.

2. Ильин И.А. О назначении врача. Любое издание.

3. Левин В.Г. Свобода воли: современный взгляд//Вопросы философии. 2000.№6.

4. Тульчинский Г.Л. О природе свободы//Вопросы философии.2006.№4.

 

ТЕМА 16.СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (6 часов).

Семинарское занятие №1

1. Проблема онтологического статуса социальной реальности. Классический и постклассический образ социальной реальности.

2. Идея социальности: проблема единства социальной и персональной реальности

3. Целостность и системность общества.

Семинарское занятие №2

1.   Философия истории и социальная философия: смысл истории и проблема цели развития общества. Многообразие историософских моделей: связь универсального и уникального в социально-историческом процессе.

А) концепции однолинейного прогрессивного развития (Гегель, К.Маркс)

Б) концепция многолинейного развития - концепции циклического развития: цивилизационное понимание истории (Дж. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), теория этногенеза Л.Н. Гумилева, идея истории П.Сорокина и К.Ясперса

2. Проблема «конца истории»:

А) от Г. Гегеля до Ф. Фукуямы

Б) эсхатологическое завершение диалектики божественного и человеческого (Августин, Н.А. Бердяев)

 

Семинарское занятие №3

1. Общественное сознание: специфика и сущность.

2. Формы общественного сознания:

А) религиозное сознание

Б) эстетическое сознание

В) политическое сознание

Г) этическое сознание

3. Ценностное измерение современного общества: «постэкономическая» ментальность и проблема самоопределения человечества в XXI в.

           

Темы рефератов

1. Постиндустриальное общество как образ новой социальности.

2. Опыт Другого как условие переживание социальности (Э. Левинас, М. Бубер, Н. Аббаньяно)

3. Учение о ноосфере, проблема коэволюции и экологического императива.

4. Семен Людвигович Франк о проблеме онтологической природы общества.

5.  Метафизическая социальность Я. (Н.А. Бердяев).

 

 

Семинарское занятие №1

Вопрос 1. Специфика социально-философского знания: социальные науки (социология, история, политология, социальная антропология) и социальная философия, проблема смысла социального. Философия социального как метод постижения Всеобщего и раскрытия предельных оснований социальной жизни, человеческих взаимоотношений и человеческого общежития. Социальная реальность как бытие единого во многом и много в едином. Всеобщее и конкретное в социальной реальности и проблема интегральных характеристик социального. Социальное и природное (социальное как искусственное), социальное и психическое (индивидуальные черты и особенности), надындивидуальный характер социальной реальности, природа социального порядок. Механическое и органическое единство.

Классический подход к пониманию онтологических оснований социальной реальности, поиск субстанциальной основы общества: культура, экономика, хозяйственная жизнь. Субъектно-объектный характер социальных связей. Природа необходимости совместного бытия людей[7].

Диалогическая традиция рассмотрения социального (к.XIX - XXвв.)[8] «Открытие» и проблематизация «другого Я». Условие открытия для «Я» «другого Я» - «ТЫ». «Бытие-с-другим» как способ человеческого бытия и основание социального (Х. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно). Межчеловеческая коммуникация как свидетельство о бытии (К.Ясперс), социальная реальность в измерении «жизненного и системного миров» (Ю. Хабермас). «Сфера между» как исходная ситуация социального (Э.Левинас). Отношения с Ты как основание реальности Я (С.Л.Франк). Социальное бытие как межличностное бытие. Смысл и значение межличностного и проблема «социальной природы» человека в контексте философии ХХ века. Социальный мир как мир человеческих взаимо-действий и взаимо-отношений. Взаимность как преодоление субъектно-объектного характера социальных отношений. Социальное бытие как форма существования человека с человеком, «МЫ» как возможный образ социальной реальности.

Вопрос 2. Проблема соотношения личности и общества, их взаимообусловленность и нерасторжимость. Интерсубъективность как условие единства человека и общества, интерсубъективность как контекст восприятия и формирования социальной реальности - «с самого начала мы, действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, - и мир природы, и мир культуры – не как субъективный, а как интерсубъективный мир, т.е. как мир, общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацию и язык» (А. Щюц). Противостояние социальной и персональной реальности: двойственная природа человека, проблема отчуждения и объективации, бегство от социального (Гегель, Маркс К., Бердяев Н., Франк С.Л., Ж.- П. Сартр, Ортега-и-Гассет Х., Фромм Э.). Диалектика социального: «МЫ» - «ОНО», «жизненный мир» - «системный мир», органическая общность – механическая общность.

Вопрос 3. Социальная реальность как сложноорганизованная и упорядоченная система. Соотношение человека – культуры – общества[9], (основополагающие компоненты данной системы), каналы их взаимосвязи и интеграции. Элементы социального порядка – социальные институты, социальная иерархия, традиция и нормы, культурные образцы, право и закон, социальная деятельность. Взаимодействие и взаимообусловленность общества и природы, понятие биотехносферы.

 

Семинарское занятие №2

Вопрос 1. История как процесс развития общества, логика истории: проблема основания исторического как выявление «внутренних пружин» самоорганизации социальной реальности; направленность социально-исторического процесса, проблема цели исторического развития, отличие законов развития природного мира от законов развития общества: сознательное конструирование, знание, планирование память. Философия истории и история как наука; историософия как целостное видение исторического процесса. Основные задачи философии истории:

· общая схема развития человеческой цивилизации

· проблема формы исторического процесса, указывающей на характер отношений между прошлым, настоящим и будущим (циклическое, однолинейное, многолинейное, спиралевидное движение истории)

· факторы исторического развития

· направление и цели исторического развития

· изучение процесса постепенного формирования единого человечества, проблема соотношения единичного и общего в истории

Концептуальные модели истории как условие постижения вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия предельных оснований исторического процесса:

А) Г. Гегель и обоснование истории как единого однаправленного процесса развития, историзм как метод мышления и проблема выявления фундаментальных закономерностей в историческом развитии как раскрытие и последовательная реализация целенаправленного воплощения Абсолютного Духа. Философия истории как универсальная теория общества. Критерий общественного развития и периодизация всемирной истории у Гегеля. Марксизм как преодоление «гегелевского провиденциализма» в истории, проблема сущности человека («Человек как совокупность всех общественных отношений») и материалистическое понимание истории. Общество как естественноисторический процесс, самодвижение общества, роль и значение внутренних противоречий. Схема всемирной истории, критерий периодизации.

Обоснование линейности исторического процесса Гегелем и Марксом: философия истории как рационализация христианской эсхатологии, идея внутренней целостности, выявление действия общих универсальных механизмов развития, европоцентризм.

Б) Становление идеи многолинейной истории: обоснование внеэсхатологичности, внебожественности исторического процесса и кризис европоцентризма.

Дж. Вико и обоснование «вечной и идеальной истории» («Новая наука» и идея истории как человеческого знания). Человеческое развитие как процесс самосозидания и самопознания. Различие «земного» и теологического объяснения истории, проблема смысла истории. Стадиальное понимание истории.

Н.Я. Данилевский: история как реальность взаимодействия культурно-исторических типов. Многолинейность исторического развития как проявление многообразия, эквивалентности и вариативности развития человеческой цивилизации. Соотношение и взаимообусловленность единства и множества в истории.

«Коперниканский переворот» в философии истории – О. Шпенглер. Культура как историческая «единица». Душа культура как основание многообразия культур. Типология и характеристика культур в истории; О. Шпенглер об аполлонической, фаустовской и магической душе. Культура и цивилизация: цивилизация как этап развития культуры, основные признаки цивилизации и проблема смерти культуры. А. Тойнби и дальнейшая разработка теории культурологичского плюрализма (теория локальных цивилизаций). Идея вызова-ответа. «Творческое меньшинство» и его роль в развитии и существовании цивилизации. История как совокупность дискретных единиц социальной организации.

Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Всемирная история и история этноса: «формы» исторического бытия этноса (от микрогруппы к суперэтносу), сущность процесса этногенеза и его влияние на всемирно-историческое развитие, этническая история и ее соотношение со всемирной историей.

П. Сорокин: история как проявление смены 3-х типов культуры (альтернатива стадиальной модели цивилизационного развития): идеационная культура, идеалистическая культура, чувственная культура. Специфика концепции Сорокина. Кризис современности как проявление разрушения чувственного типа культура, характеристики кризиса и проблема перспективы.

К. Ясперс: единство истории – единый исток и единая цель исторического процесса. Феномен «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Своеобразие понимания многолинейности исторического процесса. Мировая история как закономерный этап развития человечества от доистории через историю. Современность как реальность единого человечества: «Лишь в наши дни существует реальное единство человечества, которое заключается в том, что нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994). Значение «осевого времени» для современности.

Вопрос 2. Идея «конца истории» как проблема финала, итога исторического развития.

А) Завершение истории как реализация ее цели (Г. Гегель); конец истории как завершение одного этапа и переход к другому этапу (К. Маркс и идея идеального общества, завершение истории как снятие внутренних противоречий). Общее и особенное во взглядах Г. Гегеля и К. Маркса; вера в исторический прогресс и обоснование «конца истории» как достижения «царства Свободы». Ф. Фукуяма и философская критика идеи исторического прогресса и рациональности истории. Конец истории как снятие фундаментальных противоречий общественной жизни, разрешенных современным либерализмом и реальность регресса. «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований потребителей… наступит вековая скука». Плюсы и минусы концепции Ф Фукуямы. Постмодернистское понимание истории и современный взгляд на правомерность историософских концепций.

Б) « Царство Небесное» как предел человеческой истории: христианское обоснование конца истории как выражение смысла исторического существования – Августин. Проблема пассивной и активной эсхатологии – Н.А. Бердяев. История как переходный этап в становлении, «взрослении» человека. «Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира» (Н.А. Бердяев). Русская религиозная мысль и творческое осмысление христианской эсхатологии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков): переход от христианства исторического к христианству эсхатологическому. Конец истории как стирание границ между посюсторонним и потусторонним, как преодоление мира отчуждения и необходимости, «выход из рабства миру объектов». Проблема оправдания истории. Значение идеи «активной эсхатологии».

 

Семинарское занятие №3

Вопрос 1. Соотношение и взаимообусловленность понятий «общественное бытие» и «общественное сознание». Роль и значение общественного сознания в жизни человека и общества. Диалектическое единство индивидуального и общественного сознания. Основные характеристики общественного сознания, надындивидуальность и внутренняя логика развития. Уровни общественного сознания и их основные черты. Идеология как феномен общественного сознания (идеи К. Манхейма).

Вопрос 2. Основные формы общественного сознания: религия, политическое сознание, этическое и эстетическое сознание. Специфика и соотношение каждой из форм, их функции и значение в жизни общества.

Этическое сознание как наиболее универсальная ценностная форма общественного сознания. Обыденные нормы и мораль как уровни этического сознания: их взаимодействие и взаимообусловленность. Понятие морали и нравственности. Совесть и долг как условия нравственности. «Золотое правило» этики. Категории морали и принципы морали как условие коллективной самоорганизации.

Эстетическое сознание: постижение мира через идею прекрасного и безобразного. Понятие «идеала» в эстетическом сознании и его исторические формы. Обыденный и теоретический уровень эстетического сознания.

Религия как особая форма осмысления связи трансцендентного и имманентного. Специфичность религиозного сознания и его значение в жизни современного общества.

Вопрос 3. Кризис гуманизма, его причины. Дезинтеграция социальной и индивидуальной жизни, «новый» индивидуализм – его специфика. Прокомментируйте следующее высказывание: «современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…» (Ж. Липовецки). Относительность «вечных» ценностей и искажение образа социальности. Проблема «постсоциальности». Современный антигуманизм и «разрушение морали». Жизненный и системный мир: мера их соотношения на исходе ХХ века.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: