Раздел 6. Методические указания обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами аудиторных занятий студентов являются лекции и семинары.

Лекция служит организующим началом работы студента. На лекциях развивается интерес к изучаемому материалу, формируется мотивация для дальнейшего изучения курса. На лекциях разъясняются и излагаются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Подготовка к семинарским занятиям требует изучения студентом рекомендованной учебной и научной литературы, а также нормативно-правовых актов и документов.

В процессе подготовки к семинару студенты могут пользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведены в настоящей программе. Кроме рекомендованных тем студенты могут, по согласованию с преподавателем, выбирать и другие темы.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или по его заданию студент может готовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В целях проверки усвоения студентами материала по курсу «Международное право» используются следующие формы контроля: текущий и итоговый.

  Текущий контроль осуществляется во время проведения лекционных и семинарских занятий. По результатам текущего контроля выставляются оценки по пятибалльной системе. Студент имеет право знакомиться с выставленными ему оценками. Текущий контроль может осуществляться в форме тестирования.

Итоговый контроль предполагает сдачу студентов зачета по изученной дисциплине.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Международное право» является самостоятельная работа. Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Самостоятельная работа включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Международное право» целесообразно начать с изучения Комплекса, который содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебными материалами.

Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина «Международное право» входит в базовую часть Блока 1 дисциплин подготовки студентов по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность» (уровень специалиста). Она преподается студентам четвертого курса, обладающих достаточным набором знаний и навыков по изученным дисциплинам, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам определить основные, характерные для данной дисциплины особенности, как отличающие ее от других дисциплин, так и позволяющие найти выявить общие черты.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.

В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.д.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование отраслей права и законодательства, а также учебных и учебно-методических материалов. Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.

В организационной части преподаватель доводит до студентов следующее:

а) о тенденциях развития учебной дисциплины «Международное право» и особенностях его изучения;

б) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу академии; 

в) кратко знакомит с основными разделами дисциплины «Международное право» и формами промежуточного и основного контроля знаний по итогам проведенных занятий;

г) сообщает о формах проведения лекционных и семинарских занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.

В методической части основное внимание преподавателя обращается на:

а) ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины: с примерными темами рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к экзамену;

б) знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;

в) обращение внимания студентов на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях (например, при определении характера возможных экологических правонарушений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании, при составлении основных типовых документов), при сдаче экзамена, при разработке курсовых работ и подготовке рефератов;

г) необходимость повторения тех разделов фундаментальных дисциплин (теория государства и права, уголовно-процессуальное право, административное право, уголовное право и др.), знание которых является важным для успешного усвоения курса «Международное право».

Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:

а) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы по дисциплине, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;

б) о порядке поиска зарубежных источников информации по курсу «Международное право»;

Заключительная часть вводного занятия должна включать:

а) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины;

б) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;

в) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и семинарских (практических) занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: