Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по выполнению лабораторных работ

по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

специальности

44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества

 

Тюмень, 2019

 

Печатается в соответствии с решением методического совета ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий» от «» июня 2019 г., протокол №

 

Рецензент – Шестопалова Е.А., преподаватель ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»

 

 

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП. 03  Возрастная анатомия, физиология и гигиена/ сост.: Т.З. Вергунова. – Тюмень: ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий», 2019. – 28 с.

 

В пособии представлены методические указания для студентов по выполнению 20 лабораторных работы по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Каждая работа включает целевые ориентиры,  перечень оборудования, методические указания, задания на самостоятельную работу, вопросы для контроля.

Пособие адресовано студентам, обучающимся специальностей 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества.

 

Оглавление

 

 

Введение 4
Лабораторная работа №1. Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная ткани   5
Лабораторная работа №2. Тканевый уровень организации организма: мышечная, нервная ткани   5
Лабораторная работа №3.Топография и строение спинного мозга 6
Лабораторная работа №4.Топография и строение вегетативной нервной системы   7
Лабораторная работа №5.Топография и строение ствола головного мозга и мозжечка   9
Лабораторная работа №6.Топография и строение промежуточного мозга и больших полушарий Лабораторная работа №7. Топография и строение органа зрения   10 11
Лабораторная работа №8. Топография и строение органа слуха 13
Лабораторная работа №9. Строение скелета человека 14
Лабораторная работа №10. Строение костей, суставов. Типы соединения костей   14
Лабораторная работа №11.Топография и строение скелетных мышц 17
Лабораторная работа №12. Классификация скелетных мышц 17
Лабораторная работа №13. Топография и строение сердца 19
Лабораторная работа №14. Топография и строение кровеносных  сосудов   14
Лабораторная работа №15.Топография и строение пищеварительного тракта   22
Лабораторная работа №16. Топография и строение пищеварительных желез   22
Лабораторная работа №17.Топография и строение верхних дыхательных путей Лабораторная работа №18.Топография и строение органов дыхания Лабораторная работа №19.Топография и строение мочевыделительной системы Лабораторная работа №20.Строение кожи Информационные источники     24  24   25 26 28

 

 

Введение

 

Учебная дисциплина ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входящая в профессиональную образовательную программу, изучается в объеме 74 часов, из них на лабораторные работы отводится 20 часов.

       В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

Задачи лабораторного практикума:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельной работы и контроля над её эффективностью.

При подготовке к лабораторной работе необходимо ознакомиться с информационными источниками по соответствующей теме. Прежде чем приступить к лабораторной работе ознакомьтесь с алгоритмом проведения основных лабораторных операций. После выполнения работы ответьте на контрольные вопросы и оформите отчет. В случае затруднений Вы можете обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации.

Каждая лабораторная работа оценивается в соответствии со шкалой оценки выполненных самостоятельных заданий.

Таблица – Школа оценки заданий для самостоятельной работы лабораторного практикума

Процент результативности

Оценка уровня подготовки

балл (отметка) вербальный аналог
90 – 100 5 отлично (зачет)
80 – 89 4 хорошо (зачет)
70 – 79 3 удовлетворительно (зачет)
менее 70 2 неудовлетворительно (незачет)

Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения допуска к зачету по учебной дисциплине ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Лабораторная работа № 1, 2

Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани

Цель: познакомиться с устройством и работой микроскопа, изучить строение основных видов тканей, их функции и местонахождение; научиться распознавать вид ткани под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, набор микропрепаратов по общей гистологии.

Методические указания:

Рассмотреть основные части микроскопа и их составляющие: а) оптическая часть: окуляры, объективы; б) осветительная часть: зеркало, диафрагма, конденсор; в) механическая часть: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты. Найти все  перечисленные части микроскопа. Познакомиться с правилами работы с микроскопом. При зарисовке препарата смотреть в окуляр левым глазом, а в альбом правым. Рассмотреть все предложенные микропрепараты под микроскопом, отметить особенности в строении различных видов тканей.

Задания для самостоятельной работы:

1. Зарисовать по одному препарату в первой графе таблицы 1.

2. Заполнить таблицу 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика типов тканей

Тип ткани Особенности        строения Функции Местонахождение
Эпителиальная      
Соединительная      
Мышечная      
Нервная      

 

3. Расшифровать цифры рисунка 1.

Рисунок 1 - Строение нейрона

4. Используя рисунок 2 назвать, какими буквами обозначен мерцательный, однослойный эпителий.

Рисунок 2 - Виды эпителия

Вопросы для контроля:

1.  Понятие о тканях, их происхождении; виды тканей.

2. Эпителиальная ткань: особенности строения, понятие многослойного, однослойного и однорядного эпителия; железистый, мерцательный эпителий; способность к регенерации; функции эпителиальной ткани.

3. Соединительная ткань: особенности строения, виды соединительных тканей (собственно соединительная, хрящевая, костная, кровь, ткани с особыми свойствами (пигментная и жировая), их нахождение в организме, функции).

4. Мышечная ткань: особенности строения поперечно-полосатой, гладкой и сердечно мышечной ткани, нахождение в организме, функции. Особенности размещения гладких и поперечно-полосатых мышц.

5. Нервная ткань: особенности строения нейрона, виды нейронов (по количеству отростков, форме, функциям). Понятие о нейроглии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: