МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов по выполнению лабораторных работ
по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества
Тюмень, 2019
Печатается в соответствии с решением методического совета ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий» от «» июня 2019 г., протокол №
Рецензент – Шестопалова Е.А., преподаватель ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий»
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена/ сост.: Т.З. Вергунова. – Тюмень: ГАПОУ ТО «Колледж цифровых и педагогических технологий», 2019. – 28 с.
В пособии представлены методические указания для студентов по выполнению 20 лабораторных работы по дисциплине ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Каждая работа включает целевые ориентиры, перечень оборудования, методические указания, задания на самостоятельную работу, вопросы для контроля.
Пособие адресовано студентам, обучающимся специальностей 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области технического творчества.
Оглавление
Введение | 4 |
Лабораторная работа №1. Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная ткани | 5 |
Лабораторная работа №2. Тканевый уровень организации организма: мышечная, нервная ткани | 5 |
Лабораторная работа №3.Топография и строение спинного мозга | 6 |
Лабораторная работа №4.Топография и строение вегетативной нервной системы | 7 |
Лабораторная работа №5.Топография и строение ствола головного мозга и мозжечка | 9 |
Лабораторная работа №6.Топография и строение промежуточного мозга и больших полушарий Лабораторная работа №7. Топография и строение органа зрения | 10 11 |
Лабораторная работа №8. Топография и строение органа слуха | 13 |
Лабораторная работа №9. Строение скелета человека | 14 |
Лабораторная работа №10. Строение костей, суставов. Типы соединения костей | 14 |
Лабораторная работа №11.Топография и строение скелетных мышц | 17 |
Лабораторная работа №12. Классификация скелетных мышц | 17 |
Лабораторная работа №13. Топография и строение сердца | 19 |
Лабораторная работа №14. Топография и строение кровеносных сосудов | 14 |
Лабораторная работа №15.Топография и строение пищеварительного тракта | 22 |
Лабораторная работа №16. Топография и строение пищеварительных желез | 22 |
Лабораторная работа №17.Топография и строение верхних дыхательных путей Лабораторная работа №18.Топография и строение органов дыхания Лабораторная работа №19.Топография и строение мочевыделительной системы Лабораторная работа №20.Строение кожи Информационные источники | 24 24 25 26 28 |
Введение
Учебная дисциплина ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входящая в профессиональную образовательную программу, изучается в объеме 74 часов, из них на лабораторные работы отводится 20 часов.
В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
В результате выполнения лабораторных работ обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
Задачи лабораторного практикума:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельной работы и контроля над её эффективностью.
При подготовке к лабораторной работе необходимо ознакомиться с информационными источниками по соответствующей теме. Прежде чем приступить к лабораторной работе ознакомьтесь с алгоритмом проведения основных лабораторных операций. После выполнения работы ответьте на контрольные вопросы и оформите отчет. В случае затруднений Вы можете обратиться к преподавателю для получения необходимой консультации.
Каждая лабораторная работа оценивается в соответствии со шкалой оценки выполненных самостоятельных заданий.
Таблица – Школа оценки заданий для самостоятельной работы лабораторного практикума
Процент результативности | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 – 100 | 5 | отлично (зачет) |
80 – 89 | 4 | хорошо (зачет) |
70 – 79 | 3 | удовлетворительно (зачет) |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно (незачет) |
Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения допуска к зачету по учебной дисциплине ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Лабораторная работа № 1, 2
Тканевый уровень организации организма: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани
Цель: познакомиться с устройством и работой микроскопа, изучить строение основных видов тканей, их функции и местонахождение; научиться распознавать вид ткани под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, набор микропрепаратов по общей гистологии.
Методические указания:
Рассмотреть основные части микроскопа и их составляющие: а) оптическая часть: окуляры, объективы; б) осветительная часть: зеркало, диафрагма, конденсор; в) механическая часть: штатив, предметный столик, тубус, револьвер, макро- и микрометрические винты. Найти все перечисленные части микроскопа. Познакомиться с правилами работы с микроскопом. При зарисовке препарата смотреть в окуляр левым глазом, а в альбом правым. Рассмотреть все предложенные микропрепараты под микроскопом, отметить особенности в строении различных видов тканей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Зарисовать по одному препарату в первой графе таблицы 1.
2. Заполнить таблицу 1.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика типов тканей
Тип ткани | Особенности строения | Функции | Местонахождение |
Эпителиальная | |||
Соединительная | |||
Мышечная | |||
Нервная |
3. Расшифровать цифры рисунка 1.
Рисунок 1 - Строение нейрона
4. Используя рисунок 2 назвать, какими буквами обозначен мерцательный, однослойный эпителий.
Рисунок 2 - Виды эпителия
Вопросы для контроля:
1. Понятие о тканях, их происхождении; виды тканей.
2. Эпителиальная ткань: особенности строения, понятие многослойного, однослойного и однорядного эпителия; железистый, мерцательный эпителий; способность к регенерации; функции эпителиальной ткани.
3. Соединительная ткань: особенности строения, виды соединительных тканей (собственно соединительная, хрящевая, костная, кровь, ткани с особыми свойствами (пигментная и жировая), их нахождение в организме, функции).
4. Мышечная ткань: особенности строения поперечно-полосатой, гладкой и сердечно мышечной ткани, нахождение в организме, функции. Особенности размещения гладких и поперечно-полосатых мышц.
5. Нервная ткань: особенности строения нейрона, виды нейронов (по количеству отростков, форме, функциям). Понятие о нейроглии.