Изменение личностных отношений у детей

Балл Характер отношения Проявления в поведении
1 балл Физическое выражение симпатии Прикасаться, гладить и пр. 
2 балла Знаки особого расположения в доброжелательном смысле Давать, одалживать, приглашать, предпочитать, защищать
3 балла Знаки товарищеского расположения Игровая возня, шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывания, приобщение других
4 балла Случайные разговоры Беседы, которые на обязательны для занятия, приветствия
5 баллов Почти нейтральное, но еще позитивное отношение Вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение маленьких просьб, игнорирование обиды
6 баллов Знаки равнодушия к правам, требованиям и просьбам другого Игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка быть впереди или господствовать без ссоры, мягкая ирония или критика
7 баллов Признаки нескрываемого явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других Критика, ирония, обвинения
8 баллов Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требования или желаний других Спор, возражение против правил, норм, первенства других, критика, ирония обвинение
9 баллов Признаки гнева или намеренных оскорблений Пренебрежение, сопротивление, ругань, угроза, вызов на драку, побои

 

Часто встречаются ситуации, когда целью наблюдателя является получение максимально полной информации о человеке. В таких ситуациях более целесообразным является другой подход к организации наблюдения: от набора конкретных фактов поведения к их систематизации, анализу и интерпретации. Такой подход не исключает постановку конкретных целей наблюдения, но их формулировка бывает более обобщенной, и они конкретизируются уже в ходе работы по мере поступления информации. 

Одним из серьезных требований к наблюдению как методу исследования является обязательная фиксация результатов. В ходе записи исследователь должен фиксировать только факты поведения, а не свои оценки и впечатления о них, причем описание должно отвечать, как минимум, на два вопроса – «что?» и «как?» делает человек. Описание поведения может осуществляться как в качественной, так и в количественной формах: к качественной относится дневниковая форма записи, сплошной протокол и систематизированное описание, к количественной – шкалирование и хронометраж. 

Дневники обычно используются при многодневном, многомесячном и даже многолетнем наблюдении. Важными условиями эффективного применения такой формы являются обязательная нумерация листов, большие поля для заметок и однозначная терминология на протяжении всей длительности наблюдения. 

Сплошной протокол, т. е. подробное описание всего происходящего, обычно используется для предварительного ознакомления и предполагает обязательное введение системы условных обозначений – кодов, облегчающих запись. 

Самой распространенной формой качественного описания результатов наблюдения является систематизированное, т. е. опирающееся на какую-то систему категорий, понятий, признаков. Именно такая форма записи чаще всего оформляется в виде схемы (табл. 10). 

Таблица 10

Схема конспекта наблюдаемого урока

Время отдельного этапа или события Действия и поведение учителя Действия и поведения учащихся Элементы анализа урока Оценка событий
         

 

Шкалирование обычно используется для оценки интенсивности проявления или выраженности свойства или действия. Каждому проявлению присваивается один балл и характер выражен-


ности определяется по сумме набранных баллов. Если же разработана предварительная система оценки (трех-, пяти-, семи-, девяти– или десятибалльная) по сочетанию различных признаков или по особенностям внешних проявлений поведения, то в процессе записи тот или иной факт сразу же оценивается соответствующим количеством баллов. Так, например, при изучении отношения к деятельности может быть использована следующая схема (табл. 11). 

Таблица 11


Схема наблюдения за отношением к деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: