Пример № 2 таблицы первичных результатов исследования

ФИО испытуемого Результаты методики 1 до эксперимента Результаты методики 1 после эксперимента Результаты методики 2 до эксперимента Результаты методики 2 после эксперимента
1          
2          
3          
         

 

Таблица должна быть правильно оформлена. У нее должен быть заголовок – название таблицы, которое отражает основание объединения. Необходимо указывать место и время полученных сведений, единицы измерения (проценты, число человек, номинал денег и т. п.). Также должны присутствовать заголовки:строк – называется объект-респондент, столбцов – характеристики объекта в числовом виде. В тексте каждая таблица нумеруется сквозной нумерацией.  

Таблицы делятся на простые (на основании одного признака) и комбинационные (таблицы, построенные по двум признакам).   2. Статистическая группировка простая и комбинированная

Простая группировка опрошенных – это группировка по одному признаку. Например, группировка с учетом социально-

демографических данных (пол, возраст, род занятий и т. п.). Она позволяет суммировать ответы на вопросы, сопоставлять и сравнивать их по определенным признакам. Признаки автор исследования должен выделить и сформулировать в гипотезе исследования. 

В зависимости от целей исследования и шкал измерения возможны несколько видов группировки [90]:

номинальные группы – группировка опрошенных (по полу, национальности). Номинальные группы возможны при наличии дискретных признаков, не сформированных в какие-либо числовые ряды;

упорядочивание в ранжированном ряду используется в том случае, когда есть ряд (например, числовой), объекты в котором можно расположить по степени возрастания или убывания. В случае числовых рядов значения располагаются по степени убывания (первый ранг приписывается наибольшему числу, последний – наименьшему). В случае нечисловых рядов ранги присваиваются в соответствии с целью и задачами исследования (например, по уровню выраженности того или иного признака; учителя – по преподаваемому предмету и т. д.). 

Для объектов в ранжированном ряду вычисляется процентная величина ni/n*100 %, где n – общее число респондентов, подлежащих группировке; ni – число респондентов в i-й группе. 

Вычисление среднеарифметических величин не производится, так как это не имеет смысла (нельзя говорить о среднем поле, среднем роде занятий и т. д.). 

группировка по количественному признаку. Количественные признаки могут быть непрерывными – возраст, полученный балл при тестировании; и дискретными – число детей в семье, количество посещаемых кружков. 

Непрерывный количественный признак имеет конкретное физическое выражение. Например, в исследовании участвовало 120 подростков в возрасте 13 лет, 30 человек в возрасте 14 лет и так далее. 

Дискретный количественный признак не является точным физическим значением. Например, в школе 120 учащихся посещают 2 кружка, 180 – три, 300 – ни одного. Можно посчитать среднее количество кружков, посещаемых учащимися школы. 

Иногда возникает необходимость объединить группы более чем по одному признаку (например, пол, возраст, профильный класс). Группы, объединяемые по двум и более признакам – это комбинированные группы. Они делятся на:

структурные – группировка по объективному признаку всей совокупности (возрасту, полу);

типологическая – группировка по субъективному признаку, оценочной шкале (удовлетворенность содержанием учебы). 

3. Ряды распределений – это результат группировки респондентов, где каждой выделенной группе соответствует число, отражающее количественный состав. Распределение может быть по качественным признакам (пол, национальность, ученая степень) – атрибутивные ряды распределений, по количественному признаку (возраст, количество лет обучения) – вариативные, носящие интервальный характер. Количественные ряды могут быть дискретными, имеющими точное числовое значение, и непрерывными, выраженные в интервалах (группа опрошенных характеризуется по числовому интервалу: 10–12 лет, 13–14 лет). Интервалы могут быть равными или не равными. Числа их обозначающие – их границы. Используются установленные границы, как в приведенном примере, так и неустановленные – например, возраст до 12 лет, 14 лет и старше. 

4. Графики и диаграммы. При представлении результатов исследования часто используются графические способы отображения собранных данных. Результаты представляются в виде полигона (графика) (используется для непрерывных рядов) или гистограммы (для дискретных рядов). График строится в прямоугольной системе координат, где ось у – отмечается общая численность (доля респондентов) в % по группам, ось х – значение признака. 

5. Вычисление статистических величин является более глубоким обобщением первичной информации. Обобщенная величина позволяет сравнивать не только группы, но и ряды распределения, если они построены по одному признаку. К статистическим величинам относятся:

А) Простая средняя арифметическая, которая вычисляется для обобщения групп. Формула: х = хi / i, где х i – числовые значения вариации признака; i число изменений; – сумма значений признака. 

Например. Посещаемость занятий: первое занятие посетило

80 человек (х1), второе – 70 человек (х2), третье – 90 человек (х3). Средняя посещаемость на одно занятие составляет:

Х =(80+70+90):3=80 человек. 

Б) Взвешенная средняя арифметическая вычисляется для переменных, имеющих различные вариации, например для изучения изменения характеристики опрашиваемого (оценка, отношение, мнение) в зависимости от той группы, к которой он принадлежит. 

Вычисляется по формуле:

Х = х • N i / N, где хi числовые значения i-й позиции признака; N I – число опрошенных, выделенных в i-й позиции; N – общее число опрошенных, подлежащих группировке. 

Недостаток средней арифметической в том, что она может скрывать различную степень “разброса” значений, вызывая затруднения в качественном сравнении групп между собой. 

В) Ранжирование, или распределение полученных результатов по возрастанию или убыванию, дает возможность распределить полученные результаты (или, например, учащихся) по степени выраженности признака. 

Г) Коэффициенты корреляции (ранговой или линейной) дают возможность с высокой вероятностью показать значимость полученных результатов. С их помощью рассчитывается корреляция результатов, полученных при первой диагностике (до эксперимента) и повторной диагностики после проведения опытноэкспериментальной работы. Об их вычислении рассказывается в параграфе, посвященном надежности и валидности методов исследования. 

6. Расчет индексов – обобщение первичных данных, объединенных в индекс, который отражает развитие показателя (динамику). 

Например. В исследовании проведен опрос в нескольких группах респондентов, из них выявили тех, кто регулярно и нерегулярно готовится к урокам по историческим темам. В соответствии с гипотезой необходимо сравнить группы между собой по уровню обращения к материалам на исторические темы. Для этого нужно составить индекс. Обозначим буквой А тех, кто читает исторические материалы регулярно, а Б тех, кто читает их редко. Тогда индекс примет вид формулы: I = (A-Б)/(А+Б), т. е. разность часто читающих материалы на историческую тему учеников и читающих редко, деленная на число всех опрошенных учеников. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: