Методические рекомендации

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ

   КАФЕДРА ИСТОРИИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

 

 

Методические рекомендации к практическим занятиям и к выполнению контрольных работ

для студентов очной и заочной форм обучения

 

Курган 2019

Кафедра:

«Истории и документоведения»

 

Дисциплина:

 «Всеобщая история

 

Составители:

канд. ист. наук, доцент                                                 С.Г. Федоров

 

 

Утверждены на заседании кафедры «__» ___ 2019 г.

 

Рекомендованы методическим советом «__» _________ 2019 г.

 

 

Введение

                   

Тематика практических занятий разработана в соответствии с учебным планом курса Всеобщая история. Этот курс отражает важней­шие процессы, явления и события в мировой  и отечественной истории.

Методические рекомендации выделяют только основные аспекты рассмотрения вопросов, отличают промежуточные пункты и общую направлен­ность ответа. Поэтому возможно включение в рассматриваемый вопрос ка­ких-то новых подходов, выделение каких-то нюансов и т.д. По отдельным вопросам будет практиковаться подготовка студентами рефератов, а также коллективное обсуждение дискуссионных проблем.

В списках монографий и статей имеются публикации, раскрывающие аналогичные темы и проблемы. Поэтому можно ограничить их круг при под­готовке к занятию, но следует иметь в виду, что в них могут содержаться различные подходы, с разной степенью глубины рассматриваться те или иные вопросы, даваться различные оценки.

В ходе занятий будет приветствоваться использование публикаций, не вошедших в списки рекомендованной литературы по теме. Это касается ред­ких книг прошлых лет издания, а также литературы, только что вышедшей и поэтому не попавшей в рекомендованные списки. Приветствуется использование при ответе средств интернета, при условии, что это научные статьи, публикации и малодоступная литература, а не контрольные работы, рефераты и т.д.

Контрольная работа по истории первобытного общества предусмотрена учебным  планом заочной формы обучения студентов.

 Ее целью является выработка самостоятельно­го изучения монографий, научных статей и учебных пособий и свободного владения ими. Подготовка контрольной работы подразумевает глубокое изу­чение конкретной, как правило, имеющей важное значение для понимания исторического процесса темы курса.

В данное пособие включены несколько типов тем, предусматривающих анализ каких-либо важных процессов или событий в истории первобытного общества, изучение историографических проблем, рассмотрение культуроло­гических. социологических, этнологических вопросов и концепций.

Тематика контрольных работ составлена в полном соответствии с программой курса истории первобытного общества. Спи­ски литературы ориентированы на наличие их в библиотеках г. Кургана, или в интернете.

Среди книг и статей встречается литература не только взаимодополняемая, но и взаимозаменяемая. Если есть возможность изучить всю реко­мендуемую литературу, важно сопоставить позиции различных авторов и, в случае выявления разных подходов, попытаться дать собственную аргумен­тированную оценку.

Более того, студенту целесообразно приложить усилия по самостоятельному поиску литературы по избранной теме. Кроме того, после издания данного методического пособия неизбежен выход в свет новых статей и мо­нографий данной проблематики. Преподаватель будет обращать особое вни­мание на их использование студентами.

Изложение должно строго соответствовать собственному плану. Он не должен быть громоздким. Обязательно наличие введения, основной части и заключения. Основная часть может включать в себя 3-4 пункта плана. За­ключение должно содержать выводы по теме, вытекающие из содержания данной контрольной работы, а не какой-то монографии или статьи.

В случае цитирования необходима ссылка на использованную литературу. Сноски следует оформлять в соответствии с существующими стандар­тами. Контрольная работа должна быть правильно оформлена. В нее входит титульный лист, план работы на отдельной странице, списки литературы в алфавитном порядке, содержание работы. Работа должна быть набрана на компьютере. Объем работы - 20-25 страниц развернутого текста.

Текст работы печатается с одной стороны листа стандартного формата А4. для набора текста используется шрифт Times New Roman, 14 кегль; цвет шрифта чёрный; интервал 1,5, отступ первой строки абзаца 1,25 см; текст обязательно выравнивается по ширине, не допускается расстояние между абзацами, превышающее расстояние между строками внутри абзаца; поля страницы: вверху и внизу по 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см.

  Как правило, студент выполняет работу, номер которой совпадает с последней цифрой в номере зачетной книжки. В случае, если студент заинтересован в какой-либо другой теме работы, ему следует согласовать ее с преподавателем.

   Контрольная работа должна быть выполнена за месяц до начала сессии.

 

Темы практических занятий по Всеобщей истории

 

Тема 1. Происхождение и развитие первобытных форм религии

 

План

1.Причины возникновения религиозных представлений у первобыт­ных людей.

2. Ранние виды религиозных представлений:

а)тотемизм;

б)анимизм;

в)фетишизм;

г)магия.

3.Развитие религиозных представлений в первобытном обществе:

 а)политеизм;

б)шаманизм;

в)нагуализм.

5.Религия и мифология в первобытных этносах.

6.Роль религии в жизни первобытного общества.

 

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса важно охарактеризовать весь комплекс экономических, социальных, духовных причин, оказавших влияние на зарождение религиозных представлений у первобытного человека.

Второй вопрос целесообразно начать с определения разницы между развитыми формами религии и ранними религиозными представлениями. За­тем следует детально остановиться на ранних формах религиозного созна­ния: тотемизме, фетишизме, анимизме и магии, определяя их особенности на основе разнообразного этнографического материала.

В третьем вопросе важно доказать, что религиозные представления первобытности развивались вместе с человеком и обществом. Далее необхо­димо рассмотреть новые формы первобытной религии: политеизм, шаманизм и нагуализм, установив их основные отличия от предшествовавших форм. В то же время следует учитывать, что тотемизм, фетишизм, анимизм и магия сохранились не только в эпоху позднеродовой общины, но и в протогосудар­ствах и классовых обществах.

 В четвертом вопросе нужно определить важнейшие отличия, а также сходство между религией и мифологией, попытаться установить природу мифологии, по поводу которой в историографии существуют различные точ­ки зрения, определяющие мифологию как жанр фольклора, как первобытную «науку» или «философию».

В заключении семинарского занятия определяется роль и значение ре­лигии в жизни первобытного общества в разных сферах его деятельности.

 

Список литературы

1. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. M.-Л., 1966.

2. Арсеньев В.Р. Звери - боги - люди. - М., 1991.

3. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии. Л., 1987.

4. Буганова М.С. Как возникла религия. М., 1977.

5. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерк истории и религии. М., 1962.

6. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

7. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.

8. Крывелев И.А. История религии. М., 1975. Т.1.

9. Ларичев В.Е. Прозрение: рассказы археолога о первобытном искус­стве и религиозных верованиях. М., 1990.

10. Соколова З.Л. Культ животных в религиях. М., 1975.

11. ТокаревС.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

12. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1999.

13. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Любое издание.

14. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предысто­рия. Л., 1974.

15. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2002.

16. Элиаде М. Архаические техники экстаза. М., 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: