КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИОГРАФИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Методические рекомендации к практическим занятиям и к выполнению контрольных работ
для студентов очной и заочной форм обучения
Курган 2019
Кафедра:
«Истории и документоведения»
Дисциплина:
«Всеобщая история
Составители:
канд. ист. наук, доцент С.Г. Федоров
Утверждены на заседании кафедры «__» ___ 2019 г.
Рекомендованы методическим советом «__» _________ 2019 г.
Введение
Тематика практических занятий разработана в соответствии с учебным планом курса Всеобщая история. Этот курс отражает важнейшие процессы, явления и события в мировой и отечественной истории.
Методические рекомендации выделяют только основные аспекты рассмотрения вопросов, отличают промежуточные пункты и общую направленность ответа. Поэтому возможно включение в рассматриваемый вопрос каких-то новых подходов, выделение каких-то нюансов и т.д. По отдельным вопросам будет практиковаться подготовка студентами рефератов, а также коллективное обсуждение дискуссионных проблем.
В списках монографий и статей имеются публикации, раскрывающие аналогичные темы и проблемы. Поэтому можно ограничить их круг при подготовке к занятию, но следует иметь в виду, что в них могут содержаться различные подходы, с разной степенью глубины рассматриваться те или иные вопросы, даваться различные оценки.
В ходе занятий будет приветствоваться использование публикаций, не вошедших в списки рекомендованной литературы по теме. Это касается редких книг прошлых лет издания, а также литературы, только что вышедшей и поэтому не попавшей в рекомендованные списки. Приветствуется использование при ответе средств интернета, при условии, что это научные статьи, публикации и малодоступная литература, а не контрольные работы, рефераты и т.д.
Контрольная работа по истории первобытного общества предусмотрена учебным планом заочной формы обучения студентов.
Ее целью является выработка самостоятельного изучения монографий, научных статей и учебных пособий и свободного владения ими. Подготовка контрольной работы подразумевает глубокое изучение конкретной, как правило, имеющей важное значение для понимания исторического процесса темы курса.
В данное пособие включены несколько типов тем, предусматривающих анализ каких-либо важных процессов или событий в истории первобытного общества, изучение историографических проблем, рассмотрение культурологических. социологических, этнологических вопросов и концепций.
Тематика контрольных работ составлена в полном соответствии с программой курса истории первобытного общества. Списки литературы ориентированы на наличие их в библиотеках г. Кургана, или в интернете.
Среди книг и статей встречается литература не только взаимодополняемая, но и взаимозаменяемая. Если есть возможность изучить всю рекомендуемую литературу, важно сопоставить позиции различных авторов и, в случае выявления разных подходов, попытаться дать собственную аргументированную оценку.
Более того, студенту целесообразно приложить усилия по самостоятельному поиску литературы по избранной теме. Кроме того, после издания данного методического пособия неизбежен выход в свет новых статей и монографий данной проблематики. Преподаватель будет обращать особое внимание на их использование студентами.
Изложение должно строго соответствовать собственному плану. Он не должен быть громоздким. Обязательно наличие введения, основной части и заключения. Основная часть может включать в себя 3-4 пункта плана. Заключение должно содержать выводы по теме, вытекающие из содержания данной контрольной работы, а не какой-то монографии или статьи.
В случае цитирования необходима ссылка на использованную литературу. Сноски следует оформлять в соответствии с существующими стандартами. Контрольная работа должна быть правильно оформлена. В нее входит титульный лист, план работы на отдельной странице, списки литературы в алфавитном порядке, содержание работы. Работа должна быть набрана на компьютере. Объем работы - 20-25 страниц развернутого текста.
Текст работы печатается с одной стороны листа стандартного формата А4. для набора текста используется шрифт Times New Roman, 14 кегль; цвет шрифта чёрный; интервал 1,5, отступ первой строки абзаца 1,25 см; текст обязательно выравнивается по ширине, не допускается расстояние между абзацами, превышающее расстояние между строками внутри абзаца; поля страницы: вверху и внизу по 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см.
Как правило, студент выполняет работу, номер которой совпадает с последней цифрой в номере зачетной книжки. В случае, если студент заинтересован в какой-либо другой теме работы, ему следует согласовать ее с преподавателем.
Контрольная работа должна быть выполнена за месяц до начала сессии.
Темы практических занятий по Всеобщей истории
Тема 1. Происхождение и развитие первобытных форм религии
План
1.Причины возникновения религиозных представлений у первобытных людей.
2. Ранние виды религиозных представлений:
а)тотемизм;
б)анимизм;
в)фетишизм;
г)магия.
3.Развитие религиозных представлений в первобытном обществе:
а)политеизм;
б)шаманизм;
в)нагуализм.
5.Религия и мифология в первобытных этносах.
6.Роль религии в жизни первобытного общества.
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса важно охарактеризовать весь комплекс экономических, социальных, духовных причин, оказавших влияние на зарождение религиозных представлений у первобытного человека.
Второй вопрос целесообразно начать с определения разницы между развитыми формами религии и ранними религиозными представлениями. Затем следует детально остановиться на ранних формах религиозного сознания: тотемизме, фетишизме, анимизме и магии, определяя их особенности на основе разнообразного этнографического материала.
В третьем вопросе важно доказать, что религиозные представления первобытности развивались вместе с человеком и обществом. Далее необходимо рассмотреть новые формы первобытной религии: политеизм, шаманизм и нагуализм, установив их основные отличия от предшествовавших форм. В то же время следует учитывать, что тотемизм, фетишизм, анимизм и магия сохранились не только в эпоху позднеродовой общины, но и в протогосударствах и классовых обществах.
В четвертом вопросе нужно определить важнейшие отличия, а также сходство между религией и мифологией, попытаться установить природу мифологии, по поводу которой в историографии существуют различные точки зрения, определяющие мифологию как жанр фольклора, как первобытную «науку» или «философию».
В заключении семинарского занятия определяется роль и значение религии в жизни первобытного общества в разных сферах его деятельности.
Список литературы
1. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. M.-Л., 1966.
2. Арсеньев В.Р. Звери - боги - люди. - М., 1991.
3. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей. Истоки древней религии. Л., 1987.
4. Буганова М.С. Как возникла религия. М., 1977.
5. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерк истории и религии. М., 1962.
6. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.
7. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.
8. Крывелев И.А. История религии. М., 1975. Т.1.
9. Ларичев В.Е. Прозрение: рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.
10. Соколова З.Л. Культ животных в религиях. М., 1975.
11. ТокаревС.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
12. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1999.
13. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Любое издание.
14. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория. Л., 1974.
15. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2002.
16. Элиаде М. Архаические техники экстаза. М., 2000.