Социология Эмиля Дюркгейма

Видным представителем французской социологической школы явился Э. Дюркгейм (1858-1917), который, как и О. Конт, подчеркивал необходимость распространения рационализма на познание явлений и процессов общественной жизни, требовал изучения самих этих явлений, а не представлений о них.

Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, который в противоположность индивидуалистическим концепциям утверждал принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. В методологическом плане для социологизма характерен принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным. Несмотря на то, что социальная жизнь, по Дюркгейму, возникла в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами.

Признание независимого от субъекта существования социальных фактов и рассмотрение их в качестве «вещей», которые нужно исследовать объективными методами, означало, по Дюркгейму, следование принципам естественных (позитивных) наук. Социальным фактом является всякий образ действий, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти социальные факты существуют самостоятельно, объективно и, как следствие этого, оказывают на индивидов давление, принуждая к определенному действию. Каждый человек, таким образом, ощущает на себе социальное принуждение. Рассмотрение социальных фактов и составляет предмет социологии, которая помогает нам проникнуть в социальную реальность.

Социологизм Дюркгейма давал возможность обосновать идею общественной солидарности, которой было посвящено все его творчество. Общество он рассматривал как интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных частей. По его мнению, общество – это целостность общественной связи и общественной солидарности. Социальная солидарность, считал он, поддерживается разделением труда. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современных развитых обществ. Она основана на разделении труда и функциональной взаимозависимости индивидов. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность.

Все те институты, которые распространяют в обществе моральные и солидаристские ценности, способствуют укреплению солидарности. Мораль является основным общественным регулятором, и социальные институты воспитания исполняют ведущую роль в функционировании общества, тем что внедряют в жизнь солидаристские ценности.

Важным условием и средством укрепления социальной солидарности является достижение соответствия выполняемых функций способностям и наклонностям работающих.

Значительное место внимание Дюркгейм уделял социологии религии. Основными работами Дюркгейма являются «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: