Программа социологического исследования - стратегический документ научного поиска. Ее цель – представить общую схему или план будущих мероприятий по сбору эмпирических данных, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Ранее полученные знания по дисциплине «Социология» должны найти отражение в выборе проблемы, определении предмета и объекта исследования, построении выборки и инструментария, анализа и интерпретации собранных данных.
Программа социологического исследования включает:
- методологическую часть (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотез и задач исследования);
- методическую часть (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора информации, логические схемы ее обработки).
Пошагово работа над программой будет выглядеть следующим образом:
Шаг 1. Формулировка проблемы.
Проведение любого исследования начинается с правильной постановки проблемы. Проблема выступает как своего рода знание о незнании определенных сторон явления или процесса. Социальной проблемой называется существующую в реальной жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы, снижения спроса на отечественную бытовую технику и т.п. Необходимо стремиться к точности и избегать чрезмерно широких, абстрактных определений. Не следует браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования, это снижает качество собираемой информации.
Например, проблемой нашего исследования будет изучение снижения успеваемости студентов 1 курса МГЭУ им. А.Д.Сахарова.
Шаг 2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
Объектом социологического исследования выступает носитель социальной проблемы – это люди, объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п.
Объектом изучения нашего исследования будут являться студенты и преподаватели МГЭУ.
Предмет исследования – это стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Т.е., исследователь должен выяснить, в чем скрывается противоречие проблемной ситуации, определить взаимосвязь проблемы и объекта
Предметом нашего примерного исследования будут являться причины снижения успеваемости в МГЭУ.
Цель исследования – желаемый конечный результат нашей работы, то, чего мы хотим достичь, какое новое знание получить об объекте исследования, и с помощью этого знания помочь определить пути и средства решения поставленной проблемы
Цель – выявление основных причин снижения успеваемости.
Задачи – система изучаемых вопросов, ответы на которые обеспечивают достижение цели исследования. Задачи формулируются в системном виде (основные и дополнительные). Их количество зависит от проблемы, ее изученности, цели исследования.
Задачи:
1. Исследовать динамику и провести сравнительный анализ снижения успеваемости в сравнении с предыдущим годом обучения.
2. Определить ряд причин, способствующих снижению успеваемости.
3. Выяснить путем проведения анкетного опроса мнение ППС о значимости причин снижения успеваемости.
4. Выяснить путем проведения анкетного опроса мнение студентов о значимости причин снижения успеваемости.
5. Выработать практические рекомендации для устранения причин снижения успеваемости.
Шаг 3. Выдвижение гипотез.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть.
Например, в ходе анализа причин низкой успеваемости были выдвинуты предположения:
1) низкое качество преподавания некоторых предметов;
2) отвлечение студентов от учебы на дополнительные заработки;
3) нетребовательность администрации к соблюдению учебной дисциплины;
4) просчеты в конкурсном отборе при приеме в вуз.
Шаг 4. Определение выборочной совокупности.
Под выборочной совокупностью мы понимаем уменьшенную копию объекта исследования. Если объект исследования включает в себя десятки и даже сотни тысяч людей (потребители, пенсионеры, наркозависимые и т.д.), то выборочная совокупность – сотни. Социологи отбирают определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Это называется выборкой.
Например, для нашего исследования достаточно изучить мнение 100-150 студентов и 10 преподавателей, чтобы получить картину, характерную для всей совокупности студентов университета.