Стандартизованных показателей (выводы)

Для удобства сравнения следует выписать общие интенсивные и стандартизованные показатели в отдельную таблицу, сопоставить эти данные и сделать выводы.

Результаты сравнения, в зависимости от направленности показателей, могут быть представлены в двух вариантах:

 

1-й вариант – общие интенсивные показатели имеют про -                  тивоположную от стандартизованных по                казателей направленность различий.

 

Показатели

Сравниваемые группы

ИЛИ

Показатели

Сравниваемые группы

А В А В
Интенсивные

А > В

Интенсивные

А < В

Стандартизованные

А < В

Стандартизованные

А > В

             

 

В этом случае следует сделать вывод о влиянии на величину интенсивных показателей неоднородности состава сравниваемых групп по изучаемому признаку.

2-й вариант – общие интенсивные и стандартизованные показатели имеют одинаковую направленность различий.

 

Показатели

Сравниваемые группы

ИЛИ

Показатели

Сравниваемые группы

А В А В
Интенсивные

А > В

Интенсивные

А < В

Стандартизованные

А > В

Стандартизованные

А < В

             

В этом варианте величина изучаемого явления в сравниваемых группах не может быть обусловлена различиями в составе изучаемых группах населения.

 

Оценим итоги стандартизации в нашем примере (табл. 4).

 

Таблица 4

 

Сопоставление уровней смертности шахтеров и духовенства

 

Показатели Шахтеры (А) Духовенство (В) Результат сравнения
Общие интенсивные 13,9 29,0 А < В
Стандартизованные по возрасту 14,8 10,8 А > В

 

Вывод. Более высокие уровни смертности духовенства связаны с различиями в возрастном составе этой группы населения и шахтеров.

 

Таким образом, метод стандартизации необходимо применять при:

ü значительных различиях в уровнях погрупповых (специальных) показателей;

ü значительной неоднородности составов сравниваемых совокупностей.

! Если показатели по отдельным группам почти одинаковы, то при различном составе изучаемых совокупностей по этим группам стандартизацию проводить не нужно. ! Если показатели по группам разные, а состав одинаков, то стандартизация также не имеет смысла.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УМЕНИЙ

Цели обучения по данной теме представляют алгоритм овладения этим методом статистики. Поэтому, прежде всего Вы должны: уметь определить необходимость применения стандартизованных показателей. В связи с этим решите следующую задачу.

Задача 1

Ниже приведены данные о распределении трудящихся основных предприятий города К. по полу и распределении травм среди них за два периода времени (в абсолютных цифрах) и уровни травматизма в этих группах рабочих.

 

1. Машиностроительный завод

Пол

1995

Отчетный год

Число рабочих Число травм Уровень травматизма (на 100 рабочих) Число рабочих Число травм Уровень травматизма (на 100 рабочих)
Мужчины 800 132 16,5 795 170 21,4
Женщины 200 28 14,0 205 40 19,5
Всего 1000 160 16,0 1000 210 21,0

 

2. Завод игрушек

Пол

1995

Отчетный год

Число рабочих Число травм Уровень травматизма (на 100 рабочих) Число рабочих Число травм Уровень травматизма (на 100 рабочих)
Мужчины 200 33 16,5 600 160 26,7
Женщины 400 28 7,0 200 14 7,0
Всего 600 61 10,2 800 174 21,7

3. Мебельная фабрика

Пол

1995

Отчетный год

Число рабочих Число травм Уровень травматизма (на 100 рабочих) Число рабочих Число травм Уровень травматизма (на 100 рабочих)
Мужчины 150 15 10,0 400 38 9,5
Женщины 150 35 23,3 200 30 15,0
Всего 300 50 16,7 600 68 11,3

 

Задание:

1. Укажите предприятие(я), где для оценки травматизма в динамике целесообразно использовать метод стандартизации. Ответ кратко обоснуйте.

2. Укажите предприятие(я), где травматизм в динамике будет оценен только по интенсивным показателям и объясните, почему.

 

Ответ:

a) Метод стандартизации необходимо использовать для оценки травматизма среди трудящихся завода игрушек и мебельной фабрики, т.к. на этих предприятиях существенно изменился состав работающих по полу.

b) Травматизм в динамике можно оценить только по интенсивным показателям на машиностроительном заводе, т.к. численность работающих мужчин и женщин в анализируемый период практически не изменилась.

 

 

Следующее задание поможет определиться в выборе способа стандартизации и отработать следующее умение по данной теме, а именно: Уметь выбрать способ стандартизации.

Задача 2

В таблицах приведены имеющиеся данные о повозрастной летальности детей дошкольного возраста в детских больницах (ДБ) города К.

Таблица 5

Данные о повозрастной летальности дошкольников

в ДБ №3 и ДБ №7 за отчетный период

Больницы

Возраст, годы

Всего

детей от 0 до 7 лет

Число

умерших

Летальность

(на 100 выбывших из

стационара)

от 0 до 3 от 3 до 7
ДБ №3 1000 500 1500 47 3,1
ДБ №7 600 1200 1800 54 3,0

Таблица 6

Данные о численности умерших детей дошкольного возраста

в разные периоды жизни по ДБ №1 и ДБ №4 за отчетный год

 

Возраст, годы

Повозрастные коэффициенты летальности, принятые за

стандарт, %

Численность

умерших детей

ДБ №1 ДБ №4
От 0 до 3 8,0 33 32
От 3 до 7 2,0 16 10
Всего 3,2 49 42

 

Примечание. Всего за отчетный год в стационаре пролечилось: в          ДБ №1 – 1600, в ДБ №4 – 1855 детей данного воз                     раста.

 

Таблица 7

Число лечившихся и умерших детей дошкольного возраста

в разные периоды жизни по ДБ №2 и ДБ №5 за отчетный год

Возраст,

годы

ДБ №2

ДБ №5

Число лечившихся детей в стационаре Число умерших детей Число лечившихся детей в стационаре Число умерших детей
От 0 до 3 233 28 79 8
От 3 до 7 32 1 7 1
Всего 265 29 86 9

Задание:

Укажите, какой способ стандартизации Вы используете при оценке данных о летальности детей дошкольного возраста:

a) по ДБ №3 и ДБ №7 (табл. 5);

b) по ДБ №1 и ДБ №4 (табл. 6);

c) по ДБ №2 и ДБ №5 (табл. 7).

Ответ кратко обоснуйте.

Ответ:

c) При оценке данных, приведенных в табл.51, можно использовать способ косвенной стандартизации, т.к. отсутствуют данные о распределении умерших детей по возрастному составу в ДБ №3 и ДБ №7.

d) При оценке данных, приведенных в табл.62, можно использовать обратный способ стандартизации, т.к. в этом случае нет информации о возрастном составе детей дошкольного возраста по ДБ №1 и ДБ №4.

e) При оценке данных, представленных в табл. 7, можно использовать прямой способ стандартизации, т.к. по ДБ №2 и ДБ №5 приведены данные о возрастном составе лечившихся и умерших детей.

Если Вы справились с заданием задачи 2, приступайте к отработке следующих умений: Уметь вычислить стандартизованные показатели, используя прямой способ стандартизации; Уметь оценить полученные данные.

Проверьте, освоили ли Вы названные умения, решив задачи 3, 4 и 5.

Задача 3

При сравнении смертности в двух районах города К., имеющих сходную санитарно-гигиеническую характеристику, мало отличающийся промышленный профиль и одинаковую численность населения, установлены различия не только в показателях смертности (11,0 и 23,8 на 1000 жителей), но и в возрастном составе населения. Данные о распределении населения и умерших по возрастным группам в изучаемых районах города приведены в таблице 8. В таблице 8 также приведены показатели повозрастной и общей смертности населения.

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: