Для удобства сравнения следует выписать общие интенсивные и стандартизованные показатели в отдельную таблицу, сопоставить эти данные и сделать выводы.
Результаты сравнения, в зависимости от направленности показателей, могут быть представлены в двух вариантах:
1-й вариант – общие интенсивные показатели имеют про - тивоположную от стандартизованных по казателей направленность различий.
Показатели | Сравниваемые группы | ИЛИ | Показатели | Сравниваемые группы | ||
А | В | А | В | |||
Интенсивные | А > В | Интенсивные | А < В | |||
Стандартизованные | А < В | Стандартизованные | А > В | |||
В этом случае следует сделать вывод о влиянии на величину интенсивных показателей неоднородности состава сравниваемых групп по изучаемому признаку.
2-й вариант – общие интенсивные и стандартизованные показатели имеют одинаковую направленность различий.
Показатели | Сравниваемые группы | ИЛИ | Показатели
| Сравниваемые группы | ||||
А | В | А | В | |||||
Интенсивные | А > В | Интенсивные | А < В | |||||
Стандартизованные | А > В | Стандартизованные | А < В | |||||
В этом варианте величина изучаемого явления в сравниваемых группах не может быть обусловлена различиями в составе изучаемых группах населения.
Оценим итоги стандартизации в нашем примере (табл. 4).
Таблица 4
Сопоставление уровней смертности шахтеров и духовенства
Показатели | Шахтеры (А) | Духовенство (В) | Результат сравнения |
Общие интенсивные | 13,9 | 29,0 | А < В |
Стандартизованные по возрасту | 14,8 | 10,8 | А > В |
Вывод. Более высокие уровни смертности духовенства связаны с различиями в возрастном составе этой группы населения и шахтеров.
Таким образом, метод стандартизации необходимо применять при:
ü значительных различиях в уровнях погрупповых (специальных) показателей;
ü значительной неоднородности составов сравниваемых совокупностей.
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УМЕНИЙ
Цели обучения по данной теме представляют алгоритм овладения этим методом статистики. Поэтому, прежде всего Вы должны: уметь определить необходимость применения стандартизованных показателей. В связи с этим решите следующую задачу.
Задача 1
Ниже приведены данные о распределении трудящихся основных предприятий города К. по полу и распределении травм среди них за два периода времени (в абсолютных цифрах) и уровни травматизма в этих группах рабочих.
|
|
1. Машиностроительный завод
Пол | 1995 | Отчетный год | ||||
Число рабочих | Число травм | Уровень травматизма (на 100 рабочих) | Число рабочих | Число травм | Уровень травматизма (на 100 рабочих) | |
Мужчины | 800 | 132 | 16,5 | 795 | 170 | 21,4 |
Женщины | 200 | 28 | 14,0 | 205 | 40 | 19,5 |
Всего | 1000 | 160 | 16,0 | 1000 | 210 | 21,0 |
2. Завод игрушек
Пол | 1995 | Отчетный год | ||||
Число рабочих | Число травм | Уровень травматизма (на 100 рабочих) | Число рабочих | Число травм | Уровень травматизма (на 100 рабочих) | |
Мужчины | 200 | 33 | 16,5 | 600 | 160 | 26,7 |
Женщины | 400 | 28 | 7,0 | 200 | 14 | 7,0 |
Всего | 600 | 61 | 10,2 | 800 | 174 | 21,7 |
3. Мебельная фабрика
Пол | 1995 | Отчетный год | ||||
Число рабочих | Число травм | Уровень травматизма (на 100 рабочих) | Число рабочих | Число травм | Уровень травматизма (на 100 рабочих) | |
Мужчины | 150 | 15 | 10,0 | 400 | 38 | 9,5 |
Женщины | 150 | 35 | 23,3 | 200 | 30 | 15,0 |
Всего | 300 | 50 | 16,7 | 600 | 68 | 11,3 |
Задание:
1. Укажите предприятие(я), где для оценки травматизма в динамике целесообразно использовать метод стандартизации. Ответ кратко обоснуйте.
2. Укажите предприятие(я), где травматизм в динамике будет оценен только по интенсивным показателям и объясните, почему.
Ответ:
a) Метод стандартизации необходимо использовать для оценки травматизма среди трудящихся завода игрушек и мебельной фабрики, т.к. на этих предприятиях существенно изменился состав работающих по полу.
b) Травматизм в динамике можно оценить только по интенсивным показателям на машиностроительном заводе, т.к. численность работающих мужчин и женщин в анализируемый период практически не изменилась.
Следующее задание поможет определиться в выборе способа стандартизации и отработать следующее умение по данной теме, а именно: Уметь выбрать способ стандартизации.
Задача 2
В таблицах приведены имеющиеся данные о повозрастной летальности детей дошкольного возраста в детских больницах (ДБ) города К.
Таблица 5
Данные о повозрастной летальности дошкольников
в ДБ №3 и ДБ №7 за отчетный период
Больницы | Возраст, годы | Всего детей от 0 до 7 лет | Число умерших | Летальность (на 100 выбывших из стационара) | |
от 0 до 3 | от 3 до 7 | ||||
ДБ №3 | 1000 | 500 | 1500 | 47 | 3,1 |
ДБ №7 | 600 | 1200 | 1800 | 54 | 3,0 |
Таблица 6
Данные о численности умерших детей дошкольного возраста
в разные периоды жизни по ДБ №1 и ДБ №4 за отчетный год
Возраст, годы | Повозрастные коэффициенты летальности, принятые за стандарт, % | Численность умерших детей | |
ДБ №1 | ДБ №4 | ||
От 0 до 3 | 8,0 | 33 | 32 |
От 3 до 7 | 2,0 | 16 | 10 |
Всего | 3,2 | 49 | 42 |
Примечание. Всего за отчетный год в стационаре пролечилось: в ДБ №1 – 1600, в ДБ №4 – 1855 детей данного воз раста.
Таблица 7
Число лечившихся и умерших детей дошкольного возраста
в разные периоды жизни по ДБ №2 и ДБ №5 за отчетный год
Возраст, годы | ДБ №2 | ДБ №5 | ||
Число лечившихся детей в стационаре | Число умерших детей | Число лечившихся детей в стационаре | Число умерших детей | |
От 0 до 3 | 233 | 28 | 79 | 8 |
От 3 до 7 | 32 | 1 | 7 | 1 |
Всего | 265 | 29 | 86 | 9 |
Задание:
Укажите, какой способ стандартизации Вы используете при оценке данных о летальности детей дошкольного возраста:
a) по ДБ №3 и ДБ №7 (табл. 5);
b) по ДБ №1 и ДБ №4 (табл. 6);
c) по ДБ №2 и ДБ №5 (табл. 7).
Ответ кратко обоснуйте.
Ответ:
c) При оценке данных, приведенных в табл.51, можно использовать способ косвенной стандартизации, т.к. отсутствуют данные о распределении умерших детей по возрастному составу в ДБ №3 и ДБ №7.
d) При оценке данных, приведенных в табл.62, можно использовать обратный способ стандартизации, т.к. в этом случае нет информации о возрастном составе детей дошкольного возраста по ДБ №1 и ДБ №4.
|
|
e) При оценке данных, представленных в табл. 7, можно использовать прямой способ стандартизации, т.к. по ДБ №2 и ДБ №5 приведены данные о возрастном составе лечившихся и умерших детей.
Если Вы справились с заданием задачи 2, приступайте к отработке следующих умений: Уметь вычислить стандартизованные показатели, используя прямой способ стандартизации; Уметь оценить полученные данные.
Проверьте, освоили ли Вы названные умения, решив задачи 3, 4 и 5.
Задача 3
При сравнении смертности в двух районах города К., имеющих сходную санитарно-гигиеническую характеристику, мало отличающийся промышленный профиль и одинаковую численность населения, установлены различия не только в показателях смертности (11,0 и 23,8 на 1000 жителей), но и в возрастном составе населения. Данные о распределении населения и умерших по возрастным группам в изучаемых районах города приведены в таблице 8. В таблице 8 также приведены показатели повозрастной и общей смертности населения.
Таблица 8