Тема: Общая характеристика мышления

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Общее понятие природы мышления. Специфика психологического анализа мышления.

2. Проблема типологии мышления. Виды мышления и их классификация по различным основаниям (в т.ч. Р.Арнхейм, Э.Блейлер, Г.Майер, Л.Леви-Брюль, Б.М.Теплов, К.Гольдштейн, Г.Линдсей).

3. Логические операции и процессы мышления.

4. Доклад по теме «Основные стадии развития мышления в онтогенезе»

Рекомендуемая литература:

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.7.

2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.6.1.

3. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987.- С.5-11.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- С-Пб., 2005.- С.308-313, 324-339. 2007, гл.10.

5. Общая психология. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008. Ч.1, 4.

Для доклада:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- Т.2.- М.,1982.- С.395-415.

2. Общая психология. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008. Ч.2.

 

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. В чем сходство и отличие мышления от других познавательных процессов?

 

2. Какие науки изучают мышление? Сравните подходы разных наук к проблеме мышления.

 


3.! Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?

a. Подойдя к трамвайной остановке не в час «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.

b. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказничал.

4.! Какая мыслительная операция недостаточно развита у школьников, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

a. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

b. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать её и найти».

c. Ребенку вспомогательной школы дают набор картинок и предлагают разложить их на группы по принципу «что к чему подходит». Ребенок раскладывает так: одежду кладет около шкафа, моряка – на корабль, бабочку объединяет с цветами.

5. * Проведите психологический анализ мультфильма «Котенок Гав» (про Луну). Какие особенности мышления представлены в сюжете?

 


Семинар 14.

Тема: Проблемы понятийного мышления.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Проблема соотношения мышления и речи. Генетические корни мышления и речи по Л.С. Выготскому.

2. Проблема исследования формирования и развития понятий (Исследования Аха, методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова и выделение функциональных эквивалентов понятий, эксперименты Дж. Брунера).

3. Практическая работа применения методики двойной стимуляции Выготского-Сахарова. Студенты в микрогруппах самостоятельно готовят стимульный материал методики двойной стимуляции Выготского-Сахарова, диагностируют 1 ребенка, проводя видеозапись. Затем на занятии просматривается видеозапись диагностики, анализируются результаты.

 

Рекомендуемая литература:

1.Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл. 6.2. 6.6.

2. Петухов В.В. Психология мышления. -М.,1987.- С.77-84.

3.Солсо Р.Л. Когнитивная психология.-М.,1996.-С.400-402, 421-431.

4. Общая психология. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008. Ч.3, 6.

 

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Как связаны мысль и слово?

 

2. Какое значение имеет речь в жизни человека?

 

 


3.! Речь – внешнее выражение мысли. Может ли быть, что речь преподавателя при изложении нового материала не является выражением его мышления?

 

4.! Может ли речь студента (выступление на семинаре) не быть выражением его мышления?

 

5. Насколько важно участие голосового аппарата в мышлении человека?

 

6. * Проведите психологический анализ мультфильма «Котенок Гав» (про тайный язык).

 

7. Проанализируйте результаты диагностики с помощью методики двойной стимуляции Выготского-Сахарова.


Семинар 15.

Тема: Мышление как процесс решения задач

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Исследование интеллекта человекообразных обезьян (В.Келлер).

2. Экспериментальное исследование мышление в Вюрцбургской школе. Исследования К.Дункера.

3. Исследование процесса решения задач в школе С.Л.Рубинштейна.

4. Доклад по теме «Информационные подходы к анализу процесса решения задач».

Рекомендуемая литература:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- С-Пб.,2005.-С.321-324.

2. Общая психология. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008. Ч.1, 4.

 

Для доклада:

1. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. -М.,1996.- С.460-475.

2. Общая психология. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008. С. 126-149.

 

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Вспомните какую-нибудь загадку. Понаблюдайте, какие мысли появляются у вас во время её решения. (В микрогруппах один человек решает загадку, произнося все свои мысли вслух, другой записывает все его высказывания, затем обсуждается результат, выделяются стадии процесса решения).

 


2. Решите задачу: Вам требуется посадить сад, в котором росли бы 10 деревьев. Сад должен состоять из 5 рядов, по 4 дерева в каждом ряду. а) нарисуйте конфигурацию сада; б) какой тип мышления здесь действует (объясните почему)?

 

3. Проведите сравнительный анализ теоретических подходов и схем исследования мышления как процесса решения задач.

 

4. В микрогруппах разработайте рекомендации по повышению эффективности процесса решения задач в конкретных ситуациях.


Семинар 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: