Примечание. В числителе — значения для бортовой сети напряжением 12 В, в знаменателе – 24 В

Рис. 5.9. Схема воздействия внешних и внутренних помех на электронную систему

(по материалам фирмы «Бош»):

S — датчик; V1 усилитель и интерфейс; SV процессор;

V 2 усилитель исполнительного механизма; А — исполнительный механизм;

D1, D 2 воздействие помех непосредственно на датчик или исполнительный механизм; L1, L 2, L 3, L 4 — воздействие на пучок проводов;

U1, U 2, U3 гальваническое воздействие

 

Внешние и внутренние источники излучения наводят ЭДС в кабелях и сигнальных цепях, которые могут вызывать сбои электронных систем (особенно сложных, многофункциональных) (см. табл. 5.4, п. 4). Эти импульсы классифицируются на пять основных групп в соответствии с формой и амплитудой (четыре степени жёсткости). Требования и методика испытаний определены ГОСТ 28751 — 90 «Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость, кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний»; ГОСТ 29157 — 91 «Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний»; ГОСТ 28279 — 89 «Совместимость электромагнитная электрооборудования автомобиля и автомобильной бытовой радиоэлектронной аппаратуры» и ГОСТ Р 50607 — 93 «Совместимость технических средств электромагнитная. Электрические помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний».

Таблица 5.4

 

Форма волны и спектр Источник помех Причины образования помех Система рас- пространения Результат воздействия
1. Колоколообразная форма импульса с передним фронтом 5... 10 мс и длительностью 40...400 мс; спектр частот до 100 МГц Система электро-оборудования (цепи с мощными нагрузками, генераторная установка) Выключение индуктивной нагрузки Пучок с большим числом проводов (наводки) Отказ или сбои в работе электронных систем
2. Серии импульсов (от трех до пяти в серии) с передним фронтом 5 нс и длительностью до 100 мкс; спектр частот до 900 МГц Электро-двигатели, электро-механические реле Переходные процессы при коммутации То же То же
3. Одиночные узкополосные импульсы с передним фронтом от 1 нc; спектр частот до 1000 МГц Искровые промежутки свечей зажигания Пробой искрового промежутка (пред- назначен для вос-пламенения в камере сгорания) Внешнее излучаемое поле; проводимость по первичной цепи. Пучок с большим числом проводов (наводки) Помехи в радио- и теле- аппаратуре и других средствах связи
4. Модулированные электромагнитные помехи в зоне УКВ Внешние и внутренние источники излучения Рабочие частоты мощных передающих устройств Внешнее излучение. Пучки с большим числом проводов (наводки) Сбои в работе электронных систем и помехи в средствах связи

 

5.9. Средства и методы испытаний на ЭМС

 

Средства и методы испытаний на ЭМС определяются российскими и международными стандартами. Для испытаний на помехоустойчивость применяют имитатор помех, который генерирует испытательные импульсы, моделирующие переходные процессы в бортовой сети транспортного средства.

Испытания изделий на помехоустойчивость и измерение напряжений помех от изделий. Нормируемые пиковые значения помех приведены далее.

 

Испытательный импульс…………. 1 2 3 4
Пиковое напряжение, В, для степеней жёсткости:        
I………………………………………. -15/-35 +15/+15 +15/+25 -15/-25
II……………………………………… -35/-70 +35/+35 +35/+45 -35/-45
III……………………………………... -50/-105 +50/+50 +50/+100 -70/-100
IV……………………………………... -70/-140 +70/+70 +70/+140 -100/-140

 

Примечание. В числителе — значения для бортовой сети напряжением 12 В, в знаменателе – 24 В.

 

При проведении испытаний на защищённость от импульсов помех (рис. 5.3) или при измерении импульсов помех испытываемое изделие, источник питания изделия и генератор или измеритель помех подключают через эквивалент бортовой сети автомобильной системы электрооборудования (рис. 5.4).

Число испытательных импульсов 1а, а также 2 — 5000, импульсов 16 — 100, импульсов 4...7 — 1. Продолжительность испытаний для импульсов За и 36 — 1 ч. Интервалы между импульсами 1а, 1б, 2 — 0,5...5,0 с; За и 3б — 0,1 с; 4...7 — 1 мин (для нескольких импульсов). Параметры испытательных импульсов 1, 1а, 1б, 2, За, 3б, 4, 5, 6, 7 (см. рис. 5.3) приведены в табл. 5.5.

В зависимости от функционального назначения объекта испытаний в период и по окончании воздействия испытательных импульсов для объектов установлены следующие классы:

А — все функции изделий выполняются во время и по окончании воздействия испытательных импульсов;

В — все функции изделий выполняются во время воздействия испытательных импульсов, однако один или несколько параметров могут отличаться от норм, установленных НТД. По окончании воздействия импульсов все параметры восстанавливаются;

С — одна или несколько функций изделий не выполняются во время воздействия испытательных импульсов, по окончании воздействия все параметры восстанавливаются;

 

 

 

 

Рис. 5.3. Испытательные импульсы 1, 1а и 1б (а), 2(5), За, 3б (в), 4 (г),

Д), 6 и 7 (е)

Импульсы помех, передаваемых изделиями в бортовую сеть, подразделяются на три типа: 1 — отрицательные импульсы длительностью 0,1 мкс < t d < 2 мс;

2 — положительные импульсы длительностью 0,1 мкс < t d < 0,05 мс;

3 — импульсы длительностью t d< 0,1 мкс

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: