Вопросы для рассмотрения:
1. Словарь – явление общественное.
2. Словарь – феномен и продукт национальной культуры.
3. Функции словарей.
4. Лексикография как наука.
5. Лексикография, лингвистика и другие науки.
6. Основные принципы лексикографирования.
7. Универсальный словарь.
8. Лексикографическая параметризация.
9. Микроструктура словаря.
10. Макроструктура словаря.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Что обозначает понятие «пользовательский запрос»?
2. Раскройте суть принципа современной лексикографии «Ориентация на адресат».
3. Приведите несколько примеров пользовательских запросов.
|
|
4. Словарь – феномен и продукт национальной культуры. Прокомментируйте данное утверждение.
5. Перечислите основные функции словарей.
6. Что изучает лексикография?
7. Почему лексикографию считают синтетической наукой?
8. Расскажите о связи лексикографии с другими науками.
9. Перечислите основные принципы лексикографирования.
10.Что представляют собой лексикографические универсалии? Перечислите их.
11. Что представляет собой лексикографическая параметризация?
12. Что Вам известно о микроструктуре словаря?
13. Что включает в себя словарная статья?
14. Что Вам известно о макроструктуре словаря?
Литература
1. Ашухин Н. С. Крылатые слова / Н. С. Ашухин, М. Г. Ашухина. – М., 1988.
2. Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков,
М. С. Панюшева. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
3. Лексикография русского языка: учеб. пособие / Дубичинский В.В. – М.: Наука: Флинта, 2008. – 432 с.
4. Иванов С. В. Словарь грамматических трудностей русского языка /
С. В. Иванов, И. М. Гольберг. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
5. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: учеб. пособ. для вузов / С. И. Ожегов. – М.: Высшая школа, 1974. – 352 с.
Семинарское занятие
Тема 2.2. Обзорная характеристика словарей
Вопросы для рассмотрения:
1. Словари иностранных слов.
2. Словари языка писателя.
3. Словари синонимов и антонимов.
4. Словари омонимов и паронимов.
5. Исторические / этимологические словари.
6. Неография.
7. Ономастические словари.
8. Диалектные словари.
9. Словари ненормативной лексики.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
|
|
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Что представляют собой словари иностранных слов? Перечислите несколько авторитетных изданий.
2. Какова задача словарей языка писателя? Приведите в пример несколько названий.
3. Расскажите о словарях синонимов и антонимов.
4. Что Вам известно о словарях омонимов?
5. Сформулируйте основную цель словарей паронимов.
6. Понятие «исторические словари» имеет два значения. Прокомментируйте их.
7. Что изучает неография?
8. Какая информация представлена в ономастических словарях?
9. Описание какой лексики представлено в диалектных словарях?
10. Что Вам известно об истории создания словарей ненормативной лексики?
Литература
1. Ашухин Н. С. Крылатые слова / Н. С. Ашухин, М. Г. Ашухина. – М., 1988.
2. Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков,
М. С. Панюшева. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
3. Лексикография русского языка: учеб. пособие / Дубичинский В.В. – М.: Наука: Флинта, 2008. – 432 с.
4. Иванов С. В. Словарь грамматических трудностей русского языка /
С. В. Иванов, И. М. Гольберг. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
5. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: учеб. пособ. для вузов / С. И. Ожегов. – М.: Высшая школа, 1974. – 352 с.
Семинарское занятие
Тема 2.3. Обзорная характеристика словарей
Вопросы для рассмотрения:
1. Ортологические словари.
2. Сочетаемостные словари.
3. Фразеологические словари.
4. Словообразовательные словари.
5. Словари сокращений.
6. Ассоциативные словари.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Что изучает ортология?
2. Какие словари называют ортологическими?
3. Какая информация представлена в орфоэпических словарях. Назовите несколько изданий.
4. Что содержат орфографические словари? Назовите несколько изданий.
5. Назовите ортологические словари, фиксирующие трудности современного словоупотребления.
6. Кому адресованы профессионально-ориентированные ортологические словари?
7. Что представляет собой комплексный ортологический словарь?
8. Какая информация представлена в словарях сочетаемости слов?
9. Что Вам известно о фразеологических словарях?
10.Что представляет собой словообразовательный словарь?
11. К словообразовательным словарям тесно примыкают словари сокращений. Расскажите о них.
12. Раскройте связь между психолингвистикой и ассоциативными словарями.
Литература
1. Ашухин Н. С. Крылатые слова / Н. С. Ашухин, М. Г. Ашухина. – М., 1988.
2. Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков,
М. С. Панюшева. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
3. Лексикография русского языка: учеб. пособие / Дубичинский В.В. – М.: Наука: Флинта, 2008. – 432 с.
4. Иванов С. В. Словарь грамматических трудностей русского языка /
С. В. Иванов, И. М. Гольберг. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
5. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: учеб. пособ. для вузов / С. И. Ожегов. – М.: Высшая школа, 1974. – 352 с.
|
|
Раздел 3. Лексическая стилистика
Семинарское занятие