На ходу у шлюпки могут произойти повреждения рангоута, такелажа, парусов и руля. Исправления рекомендуется делать следующим образом.
1. Лопнула вантина: а) быстро перенести фал с нагеля на наветренный борт и закрепить его за вант-путенс, после чего лечь на другой галс и связать лопнувшую вантину; б) если место обрыва расположено высоко, спустить паруса, срубить рангоут, связать или заменить лопнувшую вантину.
2. Лопнул шкот — управлять парусом с помощью наветренного шкота, привести шлюпку к ветру и заменить лопнувший шкот.
3. Лопнул галс — привестись к ветру и завести новый.
4. Лопнул фал — срубить мачту и завести фал другим концом или связать.
5. Вырвало кренгельс шкотового или галсового угла — взять риф и перенести шкот и галс в следующий кренгельс.
6. Поломан реек — спустить паруса и принайтовить к сломанной части отпорные крюки или весла.
7. Поломана мачта: а) около наметки — затесать шпор по степсу, поставить мачту и взять рифы; б) посередине—связать концы мачты, подкрепив к ней 2—3 весла, затем взять рифы и для надежности подкрепить мачту добавочными вантами на корму; в) на двухмачтовой шлюпке поставить целую мачту в штормовой степс или на место фок-мачты и вновь удифферентовать шлюпку.
|
|
8. Поломан или утерян руль — управлять с помощью весла, вставленного в стропку на корме.
Покраска, промывка и ремонт шлюпки
Окраска шлюпок должна производиться для предохранения древесины от порчи и для создания гладкой обтекаемой поверхности. Шероховатости, заусеницы и другие неровные и выступающие части на корпусе шлюпки создают большую тормозящую силу.
Окраску следует производить в хорошую солнечную погоду. Шлюпку красят сначала изнутри, затем переворячивают вверх дном, ставят на бревна и красят снаружи.
Военно-морские шлюпки окрашиваются следующим образом:
- снаружи и внутри до подлегарсов включительно — в шаровый цвет;
- выше подлегарсов до привального бруса — в белый цвет;
- ширстречный пояс — под цвет отличительного борта корабля: зеленый для шлюпок правого борта и красный для шлюпок левого борта;
- привальные брусья, планшири, буртики, банки, заспинная доска и рангоут покрываются два раза олифой или масляно-смоляным лаком.
Окраска шлюпок без удаления старой краски
1. До покраски шлюпку вымыть и дать ей хорошо просохнуть.
2. Протереть пемзой все шероховатые места и содранную краску.
3. Прогрунтовать (проолифить) и после высыхания зашпаклевать неровности. Дав просохнуть прошпаклеванным местам, протереть их пемзой или шкуркой.
4. Проолифить.
5. Дав просохнуть, нанести тонкий слой краски.
6. Когда краска хорошо станет, наложить второй слой.