Подведем итоги: мы обнаружили, что то, что мы называем запасом нашего наличного знания, является осадком предыдущей деятельности нашего разума, руководствующегося системой преобладающих оперативных релевантностей различных типов. Эта деятельность приводит к накоплению привычного знания, являющегося пассивным, нейтральным, но готовым к актуализации в любой момент. Мотивационные релевантности приводят к конституированию «заинтересованной» ситуации, которая, в свою очередь, определяет систему тематических реле-вантностей. Последние привносят материал, бывший ранее маргинальным, в тематическое поле, определяя проблемы мышления и действия, подлежащие дальнейшему исследованию, отбирая их из той области мира, которая воспринимается в качестве не подлежащей сомнению данности. Эти тематические релевантности также определяют уровень и пределы исследования, необходимого для производства знания и удовлетворительного знакомства с наличной проблемой. Таким образом устанавливается система интерпретативных релевантно-стей, детерминирующая типичную структуру нашего знания.
|
|
Взаимоотношения между этими различными типами реле-вантностей должны рассматриваться хронологически, «сначала» устанавливается «один», «затем» другой, «затем» – последний. Все три типа в конкретной ситуации воспринимаются как неразрывные, или, по крайней мере, как неделимое целое, а их рассечение вне восприятия на три типа является результатом анализа их конститутивного происхождения. Живя в собственных действиях, говорит Э. Гуссерль, разум руководствуется исключительно объектом мышления или действия. Чтобы ввести выполняемую деятельность в поле зрения, необходимо искусственно выполнить акт рефлексии; именно таким образом поток мышления схватывается как таковой64.
То же самое справедливо и в отношении систем релевант-ностей. В нашей мыслительной деятельности65 мы руководствуемся темой нашего поля сознания, – т.е. проблемой, которой мы озабочены, объектом нашего интереса или внимания, короче, тематическими релевантностями. Все остальное маргинально, горизонтно, и это особенно справедливо в отношении привычного обладания запасом наличного знания. Мотивы наших действий тоже маргинальны полю сознания, будь то мотивы-для (выходящие за пределы наличной тематической релевантности или ранее бывшие тематически релевантными) или мотивы-потому-что (принадлежащие прошлому и ведущие к построению цепочки мотивов-для, управляющих определением темы). И, конечно, имплицитно во внутреннем и внешнем горизонте темы находятся те элементы, которые становятся интерпретативно релевантными в процессе мышления как относящиеся к тематически релевантному центру или ядру. Очевидно также, что я могу в любой момент обратиться к имплицитному или скрытому в данных горизонтах (т.е. тому, что маргинально полю) и перенести эти элементы в тематическое ядро (т.е. проблематизировать то, что было действующим или маргинальным). В самом деле, я могу сделать это безотносительно к тому, что ранее было тематически релевантным за пределами моего схватывания. Если я действительно держу это «в пределах моего схватывания»66, оно может существовать в качестве главной темы, по отношению к которой все элементы, ранее относящиеся к области горизонта, перемещаются в тематическое ядро, контитуируются как подтемы или темы, подчиненные главной, связанные множеством отношений (основания, смежности, модификации или модальности) с этой главной темой или основной мыслью.
|
|
288
289