Д. Запас наличного знания

Подведем итоги: мы обнаружили, что то, что мы называем за­пасом нашего наличного знания, является осадком предыду­щей деятельности нашего разума, руководствующегося систе­мой преобладающих оперативных релевантностей различных типов. Эта деятельность приводит к накоплению привычного знания, являющегося пассивным, нейтральным, но готовым к актуализации в любой момент. Мотивационные релевантнос­ти приводят к конституированию «заинтересованной» ситуации, которая, в свою очередь, определяет систему тематических реле-вантностей. Последние привносят материал, бывший ранее мар­гинальным, в тематическое поле, определяя проблемы мыш­ления и действия, подлежащие дальнейшему исследованию, отбирая их из той области мира, которая воспринимается в качестве не подлежащей сомнению данности. Эти тематичес­кие релевантности также определяют уровень и пределы ис­следования, необходимого для производства знания и удов­летворительного знакомства с наличной проблемой. Таким образом устанавливается система интерпретативных релевантно-стей, детерминирующая типичную структуру нашего знания.


Взаимоотношения между этими различными типами реле-вантностей должны рассматриваться хронологически, «снача­ла» устанавливается «один», «затем» другой, «затем» – после­дний. Все три типа в конкретной ситуации воспринимаются как неразрывные, или, по крайней мере, как неделимое целое, а их рассечение вне восприятия на три типа является резуль­татом анализа их конститутивного происхождения. Живя в собственных действиях, говорит Э. Гуссерль, разум руковод­ствуется исключительно объектом мышления или действия. Чтобы ввести выполняемую деятельность в поле зрения, необ­ходимо искусственно выполнить акт рефлексии; именно та­ким образом поток мышления схватывается как таковой64.

То же самое справедливо и в отношении систем релевант-ностей. В нашей мыслительной деятельности65 мы руковод­ствуемся темой нашего поля сознания, – т.е. проблемой, кото­рой мы озабочены, объектом нашего интереса или внимания, короче, тематическими релевантностями. Все остальное мар­гинально, горизонтно, и это особенно справедливо в отноше­нии привычного обладания запасом наличного знания. Моти­вы наших действий тоже маргинальны полю сознания, будь то мотивы-для (выходящие за пределы наличной тематической релевантности или ранее бывшие тематически релевантными) или мотивы-потому-что (принадлежащие прошлому и веду­щие к построению цепочки мотивов-для, управляющих опре­делением темы). И, конечно, имплицитно во внутреннем и внешнем горизонте темы находятся те элементы, которые ста­новятся интерпретативно релевантными в процессе мышления как относящиеся к тематически релевантному центру или ядру. Очевидно также, что я могу в любой момент обратиться к имплицитному или скрытому в данных горизонтах (т.е. тому, что маргинально полю) и перенести эти элементы в тематичес­кое ядро (т.е. проблематизировать то, что было действующим или маргинальным). В самом деле, я могу сделать это безотно­сительно к тому, что ранее было тематически релевантным за пределами моего схватывания. Если я действительно держу это «в пределах моего схватывания»66, оно может существовать в качестве главной темы, по отношению к которой все элемен­ты, ранее относящиеся к области горизонта, перемещаются в тематическое ядро, контитуируются как подтемы или темы, подчиненные главной, связанные множеством отношений (ос­нования, смежности, модификации или модальности) с этой главной темой или основной мыслью.


 


288


289








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: