Простота (аплотита) – это святое смирение, то есть полное доверие

Когда мы связаны со Христом абсолютным доверием, тогда мы счастливы и радостны. Мы тогда пребываем в райской радости. Это тайна, таинство (то мистико). Оно – в доверии. И тогда мы взываем с апостолом Павлом:

«Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21). «И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20)".

О, что это такое?! Божественное безумие (трела)! Делайте все в простоте и чуткости (апла – апала). (В р.п.: Пусть все будет просто и спокойно)

Мы должны пойти к Богу в благостыне и простоте (аплоти). Что говорит премудрый Соломон? – Нужна простота (аплотита).

«Право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему (Прем. 1, 1–2)».

Простота (аплотита) – это святое смирение, то есть полное доверие Христу. Давайте, отдадим Христу всю свою жизнь! Мы говорим за Божественной литургией: «…весь живот наш Христу Богу предадим!» И в другом месте: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбце, и просим, и молим, и мили ся деем».

Как-то давно приходил ко мне побеседовать один владыка. Мы говорили о молитве. Я спрашиваю его:

– Как вы понимаете, что значит молиться «в благостыне и простоте сердца»?

– То есть с простотой.

– Но ты понимаешь «простоту», владыка?

– Понимаю…

– А я не понимаю! Потому что уму это недоступно, ведь это таинство! Это открывается только по Божественной благодати.

– Ах, ну и я не совсем понимаю, – говорит он мне. – Спасибо тебе за то, что ты мне сказал, что лишь посредством Божественной благодати постигается и достигается простота…

Простота и чуткость (апло – апало)

Так и подвизайтесь в духовной жизни, просто, мягко, без нажима. Простота и чуткость (апло – апало) – это самый святейший способ духовной жизни, но ему невозможно научиться ему внешне, то есть умом. Необходимо, чтобы он таинственно и незаметно открылся, вошел в тебя, – так, чтобы твоя душа прониклась этим по благодати Божией.

Но часто, когда мы хотим достичь этого, об этом узнает супротивный и создает нам препятствия… Исполняйте слова: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3). Когда ты этого жаждешь, когда насилуешь Бога, ничего не приходит. А оно придет, но не когда ты хочешь, а «в день, в который не ожидаешь, и в час, в который не думает» (Мф. 24, 50; Лк. 12, 46).

В этом таинство, которого я не могу вам объяснить, у ума нет механизма восприятия этих вещей! Это со мною произошло на Патмосе!

А что делать, если ревность пропала? – Когда потеряете Божественную благодать, не делайте ничего. Продолжайте свою жизнь и свой подвиг просто и спокойно, доколе не придет вновь любовь, ревность к Богу и жажда Христа. И тогда все пойдет хорошо. Тогда вас наполняет благодать и вы радуетесь.

Службы – это тоже целое таинство. Но службы лишь помогают таинству молитвы, они вспомогательны. Предайте себя со всем усердием службам, углубляясь в них, и благодать Божия осенит вас таинственно.

См. также:

Что такое простота (аплотита)? Легче объяснить, что такое – отсутствие простоты. Если вы не имеете простоты, то вы думаете: «Если я сделаю такое действие, например, поступлю справедливо, то Бог ответит таким действием, например, даст радость в душу…»

Ср.: Лествица о простоте (аплотита) и сложности

Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать

Во время одного моего визита к Старцу я был сильно расстроен из – за постигшей меня в последнее время целой череды испытаний, которые грозили сломить меня. Среди этого непроглядного мрака меня очень утешала и ободряла мысль, которую я высказал отцу Порфирию, едва только присев в его келье:

– Мне известно, Геронда, – сказал я ему, – что вы знаете о тех испытаниях через которые я теперь в очередной раз прохожу, хотя я еще и не рассказывал вам о них. Узнайте же и то, как сильно меня утешает мысль, что в этом бренном мире, в котором мы живём, всё суетно и временно. Нам нужно ещё немного терпения, потому что и радости и скорби пройдут быстро, и настанет великий час, когда смерть приведёт меня к бессмертию. Где о если бы по вашим молитвам, и мне недостойному сподобиться жизни со Христом..

Я ждал от Старца слов одобрения в ответ на те мысли, которые высказал. Но неожиданно он строго возразил мне:

– Нет, малыш (море), никогда не думай так! Не говори, что когда-то ты умрешь, а лишь затем (епита) перейдешь в небесное бессмертие. Нет – нет, подвизайся, борись за то, чтобы, стать бессмертным уже сейчас, умерев здесь на земле для своего ветхого человека! Ведь мы живем здесь и сейчас не для того, чтобы умереть!

Тогда ты не будешь так скорбеть, но, наоборот, будешь безмерно радоваться (хересе поли), живя вместе со Христом. Тогда ты не будешь бояться ни испытаний, ни сатаны, ни смерти, потому что ты все это победишь уже здесь, на земле, и будешь готов к бессмертию на небесах…

Я посмотрел на Старца с радостным изумлением и сказал ему:

– Геронда, то, что вы сказали, это – прекрасно. Эти слова приносят мне куда большее успокоение, чем те мысли, которые я вам высказал… Эти слова окрыляют мой дух, и приносят радость! Ваши слова напомнили мне надпись на входе в один из Святогорских монастырей:

«Умерев прежде смерти, ты не умрешь в час смерти»12.

Услышав это, Геронда воодушевился, и сказал мне бодрым голосом:

– Как хорошо! Быстрее запиши и мне эти слова, запиши прямо в телефонную книжку – на чистой странице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: