Современная техника нападения многообразна. Она проста и рациональна, но требует проявления необходимых физических кондиций особенно скоростно-силового характера, а также достаточного уровня развития специфических координационных способностей.
Отличительной особенностью баскетбола на нынешнем этапе его развития стало утвердившееся господство так называемой техники одной руки – даже девушки преимущественное большинство игровых приемов выполняют одной рукой.
Однако для результативных занятий баскетболом в разные возрастные периоды необходимо постепенное освоение всего арсенала техники игры с установкой на дальнейшее применение наиболее эффективных приемов для конкретного этапа обучения.
Для эффективного овладения основами техники игры игровые приемы нападения и их сочетания следует изучать в строгой последовательности:
• стойка готовности и основные способы передвижений;
• остановка двумя шагами;
• повороты на месте и в движении;
• держание мяча и стойка игрока, владеющего мячом;
|
|
• ловля и передачи мяча в статическом положении (на месте);
• остановка двумя шагами с ловлей мяча, посланного партнером;
• ловля и передачи мяча в движении;
• дистанционные броски с места;
• бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении;
• бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания;
• ведение мяча;
• остановка двумя шагами после ведения мяча;
• бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения мяча (проход-бросок);
• остановка прыжком (без мяча; с ловлей мяча, посланного партнером; после ведения мяча);
• бросок в прыжке;
• разновидности бросков одной рукой в движении и после ведения
мяча;
• разновидности броска в прыжке;
• финты (обманные движения) без мяча и с мячом;
• игровые действия (сочетания приемов).
Начинают овладение навыками игры с простейших приемов: стоек и передвижений. Правильное и надежное их усвоение создает прочный фундамент успешности дальнейшего процесса обучения.
Базовым элементом техники нападения в баскетболе является двухшажный такт работы ног. Поэтому именно остановка двумя шагами должна составлять основу постепенного овладения многообразной техникой нападающих действий.
В то же время многие специалисты отдают предпочтение первичности изучения остановки прыжком.
Главным аргументом такого подхода служит утверждение о большем потенциале маневренности нападающего, совершившего остановку прыжком, по сравнению с игроком, остановившимся двумя шагами. Возможность использовать любую ногу как опорную, безусловно, дает атакующему, владеющему мячом, большое преимущество при переходе из статического положения в движение. Особенно существенным оно становится на этапе совершенствования нападающих действий в условиях игрового противоборства. Однако без первоначального овладения школой двухшажной техники работы ног у занимающихся могут возникнуть существенные трудности в усвоении рациональной техники игровых приемов, выполняемых в динамическом режиме.
|
|
Приемам техники владения мячом обучают, постепенно усложняя условия выполнения заданий: вначале – с места, затем – в движении; вначале – без сопротивления, затем – с пассивным и активным противодействием; вначале – в упражнениях, затем – в игровых условиях.
Изучению разновидностей бросков с места предшествует освоение однотипных передач.
Простейшие сочетания приемов: остановка с ловлей мяча, посланного партнером; остановка после ведения; проход-бросок – рассматриваются нами как элементарные игровые действия.
Они изучаются как целостные компоненты техники нападения после овладения составляющими их движениями: остановками, ловлей мяча, ведением, броском в движении.
Многокомпонентные сочетания, включающие несколько игровых приемов, выполняемых в пространстве и во времени, осваиваются на этапе совершенствования техники. Количественный и качественный состав, последовательность воспроизведения входящих в сочетания приемов постоянно варьируются и определяются структурными особенностями игрового противоборства, т.е. логикой самой игры.
Значительное место в техническом арсенале нападающих занимают финты (обманные движения). Они выполняются без мяча и с мячом, предшествуют основным действиям игрока и изучаются во взаимосвязи с ними в ситуациях, требующих преодоления сопротивления защитников.