Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

План по самообразованию воспитателя средней группы

На 2019 - 2020 учебный год

 

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни

 

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни» (средняя группа)

Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у дошкольников.

 

Задачи:

- Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности;

-  Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм;

- Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.

 

 

№ п/п Список литературы Раздел плана Срок реализации Форма отчета Практический выход
1 «Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей сентябрь Анкетирование родителей Анкетирование родителей
2 Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста  Н.В. Нежина «Дошкольное воспитание». - 2004. - № 4. - С. 14-17. «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды». октябрь Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей
3 В.Т. Кудрявцев Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Линка-пресс Москва 2000. Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни. ноябрь Изучение статьи Доклад
4 В.Г. Фролов Г.П. Юрко «Физические занятия на воздухе» Просвещение 1983. Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей декабрь Изучение статьи Изготовление картотеки прогулок
5 «Закаливание детей в современных условиях». Л. Веремкович, О. Иванова, И. Лашнева Закаливание детей в современных условиях. январь Консультация для родителей Папка передвижка
6 П.П. Буцинская В.И. Васюкова Общеразвивающие упражнения в ДОУ Москва» Просвещение»1990г. Упражнения для развития двигательных психических качеств ребенка. февраль Консультация для родителей Изготовление картотеки с общеразвивающими упражнениями
7 Маханева М. «Новые подходы к организации физического воспитания»  М. Маханева / «Дошкольное воспитание». - 1993. – № 2. Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни март Изучение статьи Изготовление картотеки «Упражнения с нестандартным оборудованием» мастер-класс для родителей
8 Юматова, А.В. «Формирование здорового образа жизни дошкольников» А.В. Юматова  «Дошкольное воспитание». - 1996. - № 3. - С. 12 - 14. Оздоровление в детском саду апрель доклад Изготовление картотеки подвижных игр
9 Конина Е.Ю. «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей». Игровой комплект - Айрис-пресс, 2007 -12 с. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста май Консультация для родителей Папка передвижка

 

 

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) создать развивающую среду - пространство самореализации;

2) помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

3) сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

4) стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

5) направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;

6) формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.

Алгоритм взаимодействия:

Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.

С гимнастикой дружи,

всегда веселым будь,

и проживешь сто лет,

а может быть, и боле.

Микстуры, порошки —

к здоровью ложный путь.

Природою лечись —

в саду и в чистом поле.

Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных ценностей.

- Ребята, вы болеете?

- Да!

- А чем вас лечат?

- Таблетками!

- А можно без таблеток быть здоровыми?

- Нет!

Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств. Ценности, называемые детьми, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, накапливаем. Выработали еще одну привычку: заботу о своем здоровье переносить на плечи другого человека — врача, целителя. И даже если знаем о возможности самому раскрывать резервы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются специалисты. А ведь зачастую никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них часто кроется причина всех бед.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому с раннего детства важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

1. Сохранить и укрепить здоровья детей;

2. Сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;

3. Осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая, лечебная физкультура, подвижные и спортивные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, сухой бассейн и др.

2. Массажно-закаливающая дорожка «Ручеёк».

3. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.

4. Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, занятия в бассейне и др.

5. Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

6. Чистый воздух улучшает состояние здоровья, поэтому целесообразно создание в ДОО “Фитомодулей” из комнатных растений (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей.

7. Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье”, в который в течение всех лет посещения ребёнком детского сада записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки.

8. Вместе с родителями в группе можно создать “Уголок здоровья”, где находятся:

- корзины с разнообразным спортивным инвентарём;

- различные массажёры;

- ребристые доски;

- осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки;

- бумага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: