Структура средневекового университета и организация образовательного процесса

Тема 1. Университет: история становления и развития

                                                                         2 часа

Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья.

Структура средневекового университета и организация образовательного процесса.

3. Развитие университетов в эпоху Реформации и Нового времени.

История университетского образования в России.

Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси (досоветский и советский период).

Университет в условиях глобализации.

Болонский процесс как явление глобализации: общее и особенное.

Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья.

Первые университеты возникают в Западной Европе в эпоху Средневековья.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (Средние века) – период в развитии Европы, следующий за периодом Древнего мира. Датируется концом 5 в. – серединой 17 в., от падения Римской империи до периода Нового времени.

УНИВЕРСИТЕТ - высшее учебное заведение, в котором изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний. Готовит специалистов по фундаментальным, прикладным наукам, по некоторым отраслям экономики и культуры, проводит научную работу.

На дорогах европейских стран в 11 в. появляются новые персонажи – бродячие школяры или ваганты.

Целью их путешествий было дойти до школ Франции и Италии. Разыскать прославленных ученых и получить ответы на те вопросы, которые ставила перед ними жизнь.

В эпоху Средневековья в Европе, чтобы познакомиться с воззрениями знаменитого ученого, проще было отправиться в другой город, где он жил, нежели доставать рукописи его лекций. Работая под руководством ученого, многие селились в этом городе и образовывали особый кружок, ГИЛЬДИИ. Эти объединения и послужили основой для создания более крупных учебных заведений - университетов. Они определяли программу своей деятельности и стремились получить официальное право на существование от архиепископа, короля или императора.

Для защиты студентов в 1158 г. немецкий император Фридрих Первый Барбаросса выпустил хартию.

Согласно данной хартии студенты могли: выбирать своих собственных руководителей - ректоров и других должностных лиц; самостоятельно назначать лекторов; формировать учебный план; составлять график проведения занятий; устанавливать содержательные рамки преподаваемых дисциплин; студенческое руководство налагало существенные штрафы на тех лекторов, которые уклонялись от возложенных на них обязанностей.

Таким образом, студенческие представители управляли ежедневным ходом образовательного процесса.

Старейшими университетами Европы принято считать Болонский университет (1088 г.), Парижский университет, Сорбона (конец 12 – нач.13 в). Старейшим университетом в Англии считается Оксфордский университет. В 1096 году в нем уже велось обучение. Кембриджский университет (Англия) - возник в рамках средневекового города Кембридж, но в итоге система их отношений сложилась в формулу: «Кембридж - это город в университете», т.е. «ученое сообщество» подчинило себе городскую корпорацию. Университет Кембриджа, получая привилегии от короля, а не от Папы Римского, становился более зависимым от своего национального монарха. В 1386 г в Германии был основан университет в Гейдельберге.

 

ВЫВОД.

                 1) Все первые средневековые университеты прошли этап борьбы с городскими властями и папской властью за отстаивание своих прав и привилегий.

        2) Итогом продолжительной борьбы стало:

 

                      признание университета как автономной единицы, самостоятельного субъекта и объекта управления, основанного на традициях студенческой солидарности и свободомыслия.

Первый славянский университет был открыт в 1348 г. в Праге. К его открытию был причастен император Священной Римской империи и чешский король Карл четвертый. Собственно, в честь него и был назван университет в Праге - Карлов университет.

В 1364 году Казимиром Великим был основан Краковский университет - старейший польский университет, один из первых государственных университетов в Европе.

В 1400 году университет был реорганизован по образцу Парижского Владиславом Вторым Ягайло, поэтому сегодня называется Ягеллонским университетом.

 

Структура средневекового университета и организация образовательного процесса.

 

Основу университета составлял факультет. Их, как правило, было четыре:

1. Артистический

2. Юридический

3. Богословский

4. Медицинский

Обязательный для всех - артистический, или факультет «семи свободных искусств» (позднее получивший название философский). Этот факультет был призван обеспечить общую подготовительную общеобразовательную базу для поступления на другие факультеты. На артистическом факультет студент обучался от 5 до 7 лет. Преподавались: грамматика, риторика, основы диалектики (так называемый тривиум ). Студент получал степень бакалавра искусств. Затем изучались дисциплины: арифметика, геометрия, астрономия, теории музыки. (так называемый квадриум).

 Студенту получал степень магистра искусств. Магистр имел право преподавать.

После окончания артистического факультета, выпускникам предоставлялось право поступления на один из трех следующих факультетов: богословский, юридический,медицинский.

По окончании одного из них студенту присваивалась степень бакалавра или магистра соответствующей отрасли науки.

Преподавание велось на латыни.

Роль средневековых университетов.

1. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров.

2. Способствовали формированию в Европе своеобразного единого образовательного пространства.

3.  Профессора и студенты могли свободно переходить из университета одной страны в университеты других стран, способствуя тем самым развитию городов.

4. Университеты способствовали повышению престижа науки, распространению идеи о том, что «мир будет управляем и озарён наукой».

Социальный состав студенчества:

- выходцы из семей духовенства;

 - представители феодальной аристократии;

- представители городского сословия.

Часть студентов жила в университетском общежитии, часть - в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета.

ГОВОРЯ О СВОЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ВСЕ СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ НАЗЫВАЛИ ЕГО  – «alma mater», что по-латыни дословно значит «ПИТАЮЩАЯ МАТЬ».

  Эти слова взяты из литургических текстов, посвященных Деве Марии, вскормившей Иисуса Христа.

Университет для студентов был   ДУХОВНОЙ МАТЕРЬЮ,

 питающей знаниями,

помогающей познавать мир,

а если надо – и берущей под свою защиту.

 

Вывод. Средневековые университеты способствовали формированию средневековой интеллигенции из различных слоев общества.

3. Развитие университетов в эпоху Реформации и Нового времени.

 

В период Возрождения начинает проявляться интерес к идеям гуманизма. Это изменило основы и содержание высшего образования. Университеты ориентируются на новые цели и ценности. Быстрыми темпами происходит рост университетов. Позднее Возрождение можно назвать золотым временем европейских университетов. Так, только в одной Испании к концу XVI века было 33 университета, причем только два из них существовали со времен Средневековья, а остальные были открыты на протяжении всего лишь столетия.

До Реформации университеты испытывали сильное влияние католической церкви. И поэтому с началом Реформациимногие университеты пришли в упадок, особенно в Германии.Но после завершения Реформации многие университеты преобразованы в протестантские.

Ряд европейских университетов, особенно во Франции, остались на традиционных (католических) воззрениях. Это привело к тому, что образование в таких областях, как естествознание, архитектура и другие, было изгнано из университетов, а Франция была вынуждена развивать естественные науки вне университетских стен, что привело к появлению заведений известных как Grandes ecoles – Высшие школы.

Во второй половине XVII века начинается период застоя университетов практически во всех странах Европы. На такое положение оказали влияние следующие причины:

1) Учеба становилась слишком дорогой.

2)  Спрос на образованных людей оставался очень ограниченным.

3) поступать в высшее учебное заведение было невыгодно, тем более, что характер обучения, сохранявшего сильные традиции схоластики, все больше отставал от требований времени.

В связи с завершением эпохи феодализма и началом развития капитализма возрастает потребность в математических,

экономических,

правовых,

 философских и других знаниях.

Эти и многие другие факторы обусловили необходимость перестройки университетов, приспособления их к потребностям буржуазного общества. Университетское образование стало приобретать светский характер, освобождается от догматизма и схоластики, ориентируется больше на потребности дня.

Впервые новые веяния проявились в открытом в 1694 г. университете в городе Галле. В нем велось преподавание на немецком языке (вместо латинского). Был выдвинут принцип свободы научного исследования. Введено преподавание географии, прикладной математики, физики, истории, политики, законоведения и других дисциплин.

Таким образом, развитие университетского образования в этот период привело к тому, что наука стала доступна более широким социальным слоям и нашла применение в промышленности.

В 1810 году Вильгельм фон Гумбольдт основывает Берлинский университет, который стал КЛАССИЧЕСКОЙ моделью в качестве образца для возникновения университетов нового типа – образовательно-исследовательского характера,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: