Таким образом, положение и роль университетов в российском обществе определялись государственными потребностями и общественно-политической ситуацией в стране

Развитие российских университетов в XIX -начале ХХ в. происходило в сторону сближения с обликом «классического» или «гумбольдтовского» университета. Главный принцип В. фон Гумбольдта - соединение преподавания и научного поиска, создание исследовательского университета.

В последнее десятилетие XIX – начале ХХ века в Российском империи начинается настоящий «образовательный бум», в ходе которого социальный запрос на образование стал приобретать общенародный характер. В 1897/98 уч. г. численность студентов высших учебных заведений России составляла 31,5 тыс., то к 1917 г. она достигла 135 тыс. Таким образом, за 20 лет она возросла в 3,5 - 4 раза.

К 1914 г. профессорско-преподавательский корпус российской высшей школы насчитывал около 5000 чел.

В 1917 года в империи действовало всего 11 университетов, 65 государственных вузов и около 60 частных курсов – учебных заведений, дающих высшее образование.

 

 

Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси (досоветский и советский период).

Университетское образование в нашей стране насчитывает более чем четырехсотлетнюю историю. В 1579 году в Вильно великим полководцем Стефаном Баторием был основан иезуитский коллегиум, получивший статус «академии и университета».Это учебное заведение в последующем имело различные названия: в 1781 году это учебное заведение превращено в светское — Главную школу ВКЛ.; в 1796 г. Главная школа ВКЛ преобразована в Главную Виленскую школу. Первоначально в коллегиуме (академии) действовало два (факультета): философский и теологический. В академии обучалось 200 человек. К концу XVI века в академии насчитывалось до 800 воспитанников и около 85 преподавателей. Преподавание на латыни, а с 1781 г. – на польском языке.

  Таким образом, Главная школа ВКЛ стала высшей ступенью новой системы образования и главным научным центром Княжества.

По указу императора Александра I в апреле 1803 года Главная Виленская школа была преобразована в ИМПЕРСКИЙ ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, который являлся крупнейшим научным и культурно-образовательным центром в России.

Университет имел четыре факультета: моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, а также литературы и свободных искусств.

После восстания 1830-1831 гг., в котором значительное участие приняли студенты университета, по решению Николая I, в 1832 г. университет был закрыт (формально – переведен в Киев) и на 89 лет университетская жизнь на территории Беларуси прекратилась.

Единственным высшим учебным заведением на территории Беларуси в 1840-е годы – начале 1860-х годов был Горы-Горецкий земледельческий институт. В разные годы там обучалось от 112 до 222 студентов. Срок обучения составлял четыре года. Выпускники получали специальность агронома. За участие студентов и преподавателей в восстании 1863-1864 гг. занятия в институте были прекращены. В 1864 г. он был переведен в Петербург. Свою деятельность Горы-Горецкий институт возобновит только в 1919 г. Позднее он станет основой для создания Белорусской сельскохозяйственной академии.

Таким образом, на протяжении XIX в. российская самодержавная власть всячески препятствовала распространению высшего образования «на западных окраинах» империи, к числу которых относились и белорусские земли.

 Победа Октябрьской революции и образование в дальнейшем БССР впервые дало возможность не только полностью ликвидировать неграмотность и малограмотность, но и открыть в республике десятки высших учебных заведений.

Уже в 1918-1919 гг. Витебский, Могилевский, Минский, Гомельский учительские институты были преобразованы в педагогические институты. В 1919 г. вновь возобновил свою работу Горецкий земледельческий институт.

Весьма важным событием в жизни республики стало открытие БГУ 11 июля 1921 г. в составе трех факультетах: медицинского, факультета общественных наук, рабфака.Первым ректором был ПИЧЕТА В. И.

Таким образом, БГУ становился центральным культурным очагом не только современной Беларуси, но и соседних губерний.

Первое учебное заведение технического профиля - Минский политехникум – был организован в 1918 г по инициативе Минского союза инженеров и техников, а в 1920 г. получил статус института.

В этот период закладывались основы подготовки специалистов для различных отраслей промышленности. Но в соответствии с особенностями развития края техническое образование долгое время связывалось с подготовкой специалистов для аграрного сектора экономики. Поэтому в 1922 году было принято решение о усиление практической ориентированности института и необходимости его реорганизации в Белорусский государственный институт сельского хозяйства.

Таким образом, в результате этих мероприятий Беларусь не имела до 1933 года своего высшего технического учебного заведения и вынуждена была направлять для подготовки инженерно-технических специалистов учащуюся молодежь в Москву, Ленинград, другие города СССР.

В 1932 году в БССР уже действовало 31 высшее учебное заведение и обучались 10574 студента. К 1941 г. численность вузов сократилась до 25 (в результате их укрупнения), а число студентов выросло до 21 тыс. чел. Нападение фашистской Германии на СССР привело к разрушению системы образования Беларуси. Около 20 высших учебных заведений были эвакуированы на восток. Весной 1943 г. на станции Сходня под Москвой возобновил свою деятельность Белорусский государственный университет.После освобождения территории республики от немецкой оккупации начали сразу восстанавливаться педагогические и учительские институты в Минске, Могилеве, Витебске, Орше. В 1944-1945 гг. вернулись из эвакуации и возобновили свою работу Белорусский политехнический институт, Белгосуниверситет, Белгосконсерватория, Белорусский институт народного хозяйства и др.

 После войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа ТЕХНИЧЕСКИХ вузов и к увеличению приема в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности.

В целом, восстановление и деятельность вузов в послевоенный период проходила в непростых условиях.

1. Не хватало преподавателей, лабораторий, учебных аудиторий, учебной литературы.

2. Учебно-воспитательная работа носила крайне политизированный характер.

3. Сокращалось изучение национальной истории и культуры.

4.  Сворачивалось преподавание на белорусском языке.

5. Тех, кто выступал за белорусскоязычное образование обвиняли в национализме и шовинизме.

Прошедший в феврале 1956 г. ХХ съезд КПСС положил начало новой политике в сфере культуры и образования. В СССР началась так называемая «хрущевская оттепель», некоторая демократизация общества, реабилитация незаконно репрессированных советских граждан в 30- е годы. Активным проводником идей обновления стала творческая интеллигенция, в том числе и вузовская.

Конец 50-х годов ознаменовался дальнейшим развитием образования. Этому содействовало принятие Верховным Советом СССР (декабрь 1958 г.) Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР».

 В 1959 г. было создано Министерство высшего и среднего специального образования БССР, что позволило более целенаправленно готовить кадры с высшим образованием. В 1960 г. в республике действовало 24 вуза.

В 1960-е годы новый импульс в развитии получила промышленность. Практически во всех областях были построены крупные промышленные предприятия. Это потребовало не только увеличения подготовки инженерных кадров, но и расширения перечня профилей обучения. В 1961 г. открывается Могилевский машиностроительный институт на которого возлагалась важная задача подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроительной отрасли производства.В 1964 г. открывается Минский радиотехнический институт для обеспечения развивающейся радиоэлектронной отрасли, созданный на базе соответствующего факультета БПИ.

 В 1970-е годы в республике был завершен переход к всеобщему среднему образованию молодежи,что расширило возможности вузов в качественном наборе студентов. Дальнейшее развитие общества, народного хозяйства потребовали открытия новых высших учебных заведений.

В частности, были открыты Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975). В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет став вторым университетом в республике. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Это был третий в республике и 65 в стране университет. В итоге в 1985 г. в республике действовало 33 вуза.

В середине 80-х годов в СССР был объявлен курс на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны.

В новых условиях начались процессы гласности и демократизации.

Провозглашение государственного суверенитета БССР, отход от идеологических стереотипов значительно ускоряли национально-культурное развитие Беларуси, подняли ее международный авторитет, привели к изменениям в сфере образования, религии и др.

В частности, в республике пересматривались и утверждались новые учебные планы и программы учебных дисциплин. В высших учебных заведениях были введены курсы истории Беларуси, белорусоведение, культурологии, политологии и др. дисциплин. Издавались новые учебники, пособия, курсы лекций.

Таким образом, подытоживая развитие высшего образования в советский период на территории Беларуси необходимо отметить его синхронность с развитием всей системы высшего образования в Советском Союзе. Проблемы, трудности, успехи и неудачи системы высшего образования были обусловлены остротой исторического момента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: