Крымский государственный медицинский университет
Им. С.И. Георгиевского
Кафедра русского языка
Сборник
Тренировочных упражнений
По грамматике русского языка
Для иностранных студентов
В тетрадях
Тетрадь 1
|
Симферополь, 2014
Составитель – профессор Ховалкина А.А.
Аннотация
Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.
СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. | Система звуков русской речи. Гласные и согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие)………………………………………………………… | 3 |
Урок 2. | Редукция гласных после твердых согласных в предударной позиции (1 и 11 степени редукции) и в начале слова………………………………… | 5 |
Урок 3. | Редукция гласных после мягких согласных. Произношение гласных после Ж, Ш и Цв позиции перед ударением………………………………... | 7 |
Урок 4. | Озвончение глухих согласных перед звонкими……………………………. | 9 |
Урок 5. | Оглушение звонких согласных…………………………………………………. | 10 |
Урок 6. | Слитность русской речи. Безударность служебных слов………………. | 11 |
Урок 7. | Особенности произношения групп согласных в русском языке………. | 13 |
Урок 8. | Характер русского ударения: динамическое, разноместное, подвижное……………………………………………………………………………. | 15 |
Урок 9. | Русская интонация. Типы интонаций………………………………………….. | 18 |
|
|
Урок 1
ТЕМА 1. | Система звуков русской речи. Гласные и согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие). |
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с таблицей 1. Прочитайте вслух и запишите:
- твёрдые звуки: ___________________________________
- мягкие звуки: ____________________________________
- звонкие звуки: ___________________________________
- глухие звуки: ____________________________________
Таблица 1.
б – п | в - ф | г – к | д - т | з - с | ж- ш | л - | м - | н - | р - | - х | - ц | - | - | - |
б’- п’ | в’- ф’ | г’- к’ | д’- т’ | з’- с’ | - - | л’ - | м’ - | н’ - | р’ | - х’ | - - | - ш’ | - ч’ | j |
ЗАДАНИЕ 2. Глядя на таблицу, определите, у каких звуков нет:
- звонких пар. Запишите их в транскрипционные скобки:
[ ], [ ], [ ];
- глухих пар. Запишите их в транскрипционные скобки:
[ ], [ ], [ ], [ ], [ ];
- мягких пар. Запишите их в транскрипционные скобки:
[ ], [ ], [ ];
- твёрдых пар. Запишите их в транскрипционные скобки:
[ ], [ ], [ ].
ЗАДАНИЕ 3. Впишите в транскрипционные скобки парные звонкие согласные для следующих звуков:
- п- [ ], ф - [ ], т - [ ], к - [ ], с - [ ], ш - [ ].
ЗАДАНИЕ 4. Впишите в транскрипционные скобки парные мягкие согласные для следующих звуков:
- б - [ ], в - [ ], д - [ ], г - [ ], з - [ ],
п- [ ], ф - [ ], т - [ ], к - [ ], х - [ ].
ЗАДАНИЕ 5. Прочтите первую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой звонкие согласные звуки, а двумя чертами – глухие.
|
|
Я вас любил: любовь ещё, быть может, | |
В душе моей угасла не совсем; | to die out |
Но пусть она вас больше не тревожит; | to disturb |
Я не хочу печалить вас ничем. |
ЗАДАНИЕ 6. Прочтите вторую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой твердые согласные звуки, а двумя чертами – мягкие. Обратите внимание на ненормативное произношение конечной согласной буквы Г в слове Бо[ х ].
Я вас любил безмолвно, безнадежно, | |
То робостью, то ревностью томим; | shyness, jealousy |
Я вас любил так искренно, так нежно, | |
Как дай вам Бог любимой быть другим. |
ЗАДАНИЕ 7. Отметьте в транскрипционных скобках звук [ j ] в словах робостью и ревностью: робост[ ]ю, ревност[ ]ю. Произнесите эти слова вслух.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Впишите в транскрипционные скобки парные глухие согласные для звуков: б`-[ ], в`-[ ], д`-[ ], г`-[ ], з`-[ ].
ЗАДАНИЕ 2. Впишите в транскрипционные скобки парные твердые согласные для звуков: б`-[ ], в`-[ ], д`-[ ], г`-[ ], з`-[ ], к`-[ ], ф`-[ ], т`-[ ], п`-[ ], х`-[ ].
ЗАДАНИЕ 3. Впишите в транскрипционные скобки согласные, не имеющие парных глухих: [ ], [ ], [ ], [ ], [ ].
ЗАДАНИЕ 4. Прочтите первую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой твердые согласные, а двумя чертами – мягкие.
Я вас любил: любовь ещё, быть может, | |
В душе моей угасла не совсем; | to die out |
Но пусть она вас больше не тревожит; | to disturb |
Я не хочу печалить вас ничем. |
ЗАДАНИЕ 5. Прочтите вторую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой звонкие согласные, а двумя чертами – глухие. Обратите внимание на ненормативное произношение конечной согласной буквы Г в слове Бо[ х ].
Я вас любил безмолвно, безнадежно, | |
То робостью, то ревностью томим; | shyness, jealousy |
Я вас любил так искренно, так нежно, | |
Как дай вам Бог любимой быть другим. |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1. Впишите в транскрипционные скобки парные звуки по твердости - мягкости и глухости – звонкости к следующим согласным:
[ б’] - [ ] | [ ] - [ ] | [ ] - [ ] | [ н’ ] - [ ] | [ ж ] |
[ ] - [ ] | [ ] - [ с’] | [ т ] - [ ] | [ ] |
² ЗАДАНИЕ 2. Прослушайте стихотворение, проставьте в транскрипционных скобках обозначение согласных звуков и звука [ j ].
Я вас л юби л: любовь ещё, бы т ь може т, [ ] [ ] [ ] [ ] |
В душе мое й угасла не с ов с ем; [ ] [ ] [ ] |
Но пу с ть она вас больше не т р евожит; [ ] [ ] |
Я н е хочу п ечалить вас н ичем. [ ] [ ] [ ] |
Я вас любил безмолвно, безнадежно, |
То робост ь ю, то ревност ь ю томим; [ ] [ ] |
Я вас любил так искренно, так нежно, |
Как да й вам Бог любимо й быть другим. [ ] [ ] |
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте вслух стихотворение А.С.Пушкина «Я Вас любил». Обращайте внимание на правильность произношения мягких согласных звуков.
Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. |
Урок 2
ТЕМА 2. | Редукция гласных после твердых согласных в предударной позиции (1 и 11 степени редукции) и в начале слова. |
АУДИТОРНАЯ РАБОТА
² ЗАДАНИЕ 1. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (предударной) позиции:
ответ; вопрос; момент; стопа; обмен; опять; вокруг; процент; осмотр; сосуд;
[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]
|
|
позвонок; позвоночник; голова, потолок.
[ ] [ ] [ ] [ ] [ ][ ] [ ][ ]
² ЗАДАНИЕ 2. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (заударной) позиции.
ухо, доктор, долго, точно, мало, слово, помощь, сорок, город, рядом,
[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]
скоро, срочно, точно, много, дело, мыло; обморок, золото, молодость.
[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ][ ] [ ][ ] [ ][ ]
² ЗАДАНИЕ 3. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (предударной и заударной) позиции:
порядок, поступок, колено, коронка, морозно, осадок, осколок.
[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ][ ] [ ] [ ] [ ]