Самостоятельная работа

Крымский государственный медицинский университет

Им. С.И. Георгиевского

Кафедра русского языка

Сборник

Тренировочных упражнений

По грамматике русского языка

Для иностранных студентов

В тетрадях

Тетрадь 1

 


Симферополь, 2014

Составитель – профессор Ховалкина А.А.

Аннотация

Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.

СОДЕРЖАНИЕ

       

 

Урок 1. Система звуков русской речи. Гласные и согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие)………………………………………………………… 3
Урок 2. Редукция гласных после твердых согласных в предударной позиции (1 и 11 степени редукции) и в начале слова………………………………… 5
Урок 3. Редукция гласных после мягких согласных. Произношение гласных после Ж, Ш и Цв позиции перед ударением………………………………... 7
Урок 4. Озвончение глухих согласных перед звонкими……………………………. 9
Урок 5. Оглушение звонких согласных…………………………………………………. 10
Урок 6. Слитность русской речи. Безударность служебных слов………………. 11
Урок 7. Особенности произношения групп согласных в русском языке………. 13
Урок 8. Характер русского ударения: динамическое, разноместное, подвижное……………………………………………………………………………. 15
Урок 9. Русская интонация. Типы интонаций………………………………………….. 18

 

Урок 1

ТЕМА 1. Система звуков русской речи. Гласные и согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие).

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с таблицей 1. Прочитайте вслух и запишите:

- твёрдые звуки: ___________________________________

- мягкие звуки: ____________________________________

- звонкие звуки: ___________________________________

- глухие звуки: ____________________________________

Таблица 1.

б – п в - ф г – к д - т з - с ж- ш л - м - н - р - - х - ц -  - -
б’- п’ в’- ф’ г’- к’ д’- т’ з’- с’ - - л’ - м’ - н’ - р’ - х’ - - - ш’ - ч’ j

 

ЗАДАНИЕ 2. Глядя на таблицу, определите, у каких звуков нет:

 

- звонких пар. Запишите их в транскрипционные скобки: 

     [ ], [ ], [ ];

- глухих пар. Запишите их в транскрипционные скобки: 

     [ ], [ ], [ ], [ ], [ ];

- мягких пар. Запишите их в транскрипционные скобки: 

[ ], [ ], [ ];

- твёрдых пар. Запишите их в транскрипционные скобки:

[ ], [ ], [ ].

 

ЗАДАНИЕ 3. Впишите в транскрипционные скобки парные звонкие согласные для следующих звуков:

 

- п- [ ], ф - [ ], т - [ ], к - [ ], с - [ ], ш - [ ].  

 

ЗАДАНИЕ 4. Впишите в транскрипционные скобки парные мягкие согласные для следующих звуков:

 

- б - [ ], в - [ ], д - [ ], г - [ ], з - [ ],

     п- [ ], ф - [ ], т - [ ], к - [ ], х - [ ].

 

ЗАДАНИЕ 5. Прочтите первую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой звонкие согласные звуки, а двумя чертами – глухие.

 

Я вас любил: любовь ещё, быть может,  
В душе моей угасла не совсем; to die out
Но пусть она вас больше не тревожит; to disturb
Я не хочу печалить вас ничем.    

 

ЗАДАНИЕ 6. Прочтите вторую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой твердые согласные звуки, а двумя чертами – мягкие. Обратите внимание на ненормативное произношение конечной согласной буквы Г в слове Бо[ х ].

 

Я вас любил безмолвно, безнадежно,  
То робостью, то ревностью томим; shyness, jealousy
Я вас любил так искренно, так нежно,  
Как дай вам Бог любимой быть другим.  

 

ЗАДАНИЕ 7. Отметьте в транскрипционных скобках звук [ j ] в словах робостью и ревностью: робост[ ]ю, ревност[ ]ю. Произнесите эти слова вслух.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Впишите в транскрипционные скобки парные глухие согласные для звуков: б`-[ ], в`-[ ], д`-[ ], г`-[ ], з`-[ ].

 

ЗАДАНИЕ 2. Впишите в транскрипционные скобки парные твердые согласные для звуков: б`-[ ], в`-[ ], д`-[ ], г`-[ ], з`-[ ], к`-[ ], ф`-[ ], т`-[ ], п`-[ ], х`-[   ].

 

ЗАДАНИЕ 3. Впишите в транскрипционные скобки согласные, не имеющие парных глухих: [ ], [ ], [ ], [ ], [ ].

 

ЗАДАНИЕ 4. Прочтите первую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой твердые согласные, а двумя чертами – мягкие.

 

Я вас любил: любовь ещё, быть может,  
В душе моей угасла не совсем; to die out
Но пусть она вас больше не тревожит; to disturb
Я не хочу печалить вас ничем.    

 

ЗАДАНИЕ 5. Прочтите вторую часть стихотворения А.С.Пушкина «Я Вас любил», отметьте одной чертой звонкие согласные, а двумя чертами – глухие. Обратите внимание на ненормативное произношение конечной согласной буквы Г в слове Бо[ х ].

 

Я вас любил безмолвно, безнадежно,  
То робостью, то ревностью томим; shyness, jealousy
Я вас любил так искренно, так нежно,  
Как дай вам Бог любимой быть другим.  

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Впишите в транскрипционные скобки парные звуки по твердости - мягкости и глухости – звонкости к следующим согласным:

 

[ б’] - [ ] [ ] - [ ] [ ] - [ ] [ н’ ] - [ ] [ ж ]
[ ] - [ ] [ ] - [ с’] [ т ] - [ ]   [ ]

² ЗАДАНИЕ 2. Прослушайте стихотворение, проставьте в транскрипционных скобках обозначение согласных звуков и звука [ j ]. 

 

Я вас л юби л: любовь ещё, бы т ь може т,     [ ] [ ]                      [ ]    [ ]
В душе мое й угасла не с ов с ем;              [ ]           [ ] [ ]
Но пу с ть она вас больше не т р евожит;    [ ]                               [ ]
Я н е хочу п ечалить вас н ичем.   [ ]     [ ]             [ ]
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робост ь ю, то ревност ь ю томим;           [ ]                [ ]
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как да й вам Бог любимо й быть другим.      [ ]                     [ ]

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте вслух стихотворение А.С.Пушкина «Я Вас любил». Обращайте внимание на правильность произношения мягких согласных звуков. 

Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.   Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

 

 

Урок 2

 

ТЕМА 2. Редукция гласных после твердых согласных в предударной позиции (1 и 11 степени редукции) и в начале слова.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

² ЗАДАНИЕ 1. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (предударной) позиции:

 

 ответ; вопрос; момент; стопа; обмен; опять; вокруг; процент; осмотр; сосуд;

[ ]   [ ]     [ ]      [ ] [ ]  [ ]   [ ]      [ ] [ ]      [ ]     

позвонок; позвоночник; голова, потолок.

   [ ] [ ]  [ ] [ ]        [ ][ ] [ ][ ]    

 

² ЗАДАНИЕ 2. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (заударной) позиции.

 

ухо, доктор, долго, точно, мало, слово, помощь, сорок, город, рядом,

[ ]  [ ]        [ ]  [ ] [ ]  [ ] [ ]     [ ]  [ ]  [ ] 

скоро, срочно, точно, много, дело, мыло; обморок, золото, молодость.

[ ]    [ ]  [ ]   [ ] [ ]  [ ] [ ][ ] [ ][ ] [ ][ ]                 

 

² ЗАДАНИЕ 3. Слушайте и расставляйте ударение. Впишите в скобки обозначение звуков, стоящих в безударной (предударной и заударной) позиции:

 

порядок, поступок, колено, коронка, морозно, осадок, осколок.

 [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ][ ] [ ] [ ] [ ]    

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: