Функциональные стили речи - разновидности литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения. Они создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
- Понятие «стиль» и «функциональный стиль»; основные стили РЛЯ.
Использование языковых средств языка зависит от ряда факторов:
- речевой ситуации общения;
- цели общения;
- формы общения;
- адресата;
- ситуации общения и т. д.
Эти различия в использовании языковых средств получили название стилевых различий.
Слово «стиль» восходит к греч. сущ. «стило» - названию палочки, которой писали на доске, покрытой воском.
Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма и устной речи, совокупность приемов использования языковых средств.
Учение о стилях впервые было сформулировано М. В. Ломоносовым, который в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» изложил теорию «трех штилей»: высокий, посредственный и низкий.
Стиль языка – это особенность употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условий общения.
В современной стилистике (науке, изучающей закономерности функционирования языка в разных сферах использования) широко распространенным является представление о стилях языка как о пластах, слоях, группах, выделенных в самом составе языка по тем или иным основаниям: грамматические и синтаксические формы слова, обороты речи, употребляемые в различных сферах общения, в зависимости от ситуации и т. д.
Наибольшее распространение получило разделение стилей по функциональному признаку. В современном языкознании выделяют функциональные стили языка. Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя. Концепция функциональной природы языковых стилей базируется на признании их связи с различиями социальных функций самого языка и различий ситуаций общения и видов человеческой деятельности.
Функциональные стили – исторически сложившиеся системы речевых средств, используемых в той или иной социально значимой сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.
Каждый ФС представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства, синтаксические конструкции.
Виды ФС:
- по коммуникативно-бытовой функции: книжный и разговорный;
- по конкретным стилевым проявлениям: научный, официально-деловой, публицистический и т. д.;
- по функции общения, сообщения и воздействия можно выделить (В. В. Виноградов) обиходно-бытовой (общение), обиходно-деловой; официально-документальный (сообщение); публицистический и художественно-беллетристический (воздействие);
- по проявлению экспрессии в языке экспрессивные и нейтральные стили: торжественный (высокий, риторический), официальный, фамильярный (сниженный), интимно-ласковый, шутливый (иронический), насмешливый (сатирический);
- по основным сферам общественно-речевой практики (общепринято): научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный.
- Соотношение понятий «стили языка» и «стили речи».
Различие между стилями языка и стилями речи основывается на различии между языком и речью.
Язык Речь
Знаковый механизм общения, совокупность последовательность языковых
и система знаковых единиц общения в единиц, построенная по законам
отвлечении от многообразных языка и в соответствии с потреб-
конкретных высказываний ностями выражаемой инф-ции
Синтаксис сл/с, предл.
Морфоло- части речи
гия
Лексика слова
Морфе - морфемы
мика
Фонетика фонемы
Речь
Единицы
Уровни
языка
О
- Количество стилей языка невелико и может быть четко систематизировано, сосчитать количество стилей речи невозможно. Стили языка реализуются в стилях речи.
- Реализация общения (цели и задачи):
- Воздействие на настроение людей;
- Обсуждение, совместное обдумывание чего-либо;
- Объяснение к-л сложных вопросов;
- Убеждение кого-либо в чем-либо и др.
3. жанры художественной и нехудожественной литературы:
р
Разговорный стиль:
Беседа в семье, анекдот, рассказ
Книжный стиль:
- Научный (доклад, дискуссионное выступление);
- Деловой (отчет);
- Публицистический (репортаж, интервью);
- Художественный (рассказ со сцены).
оман, лирическое стихотворение,
стихотворение в прозе
4. ситуации общения:
- Разговор между преподавателем и студентом, продавцом и покупателем;
- Письмо другу;
- Обсуждение важного вопроса в правительстве.
- личность автора речи, его развитие, общественное положение и т. д.
Стили речи – это устойчивые совокупности и системы особенностей ее языкового состава и построения, соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения, жанрами литературы, ситуациями общения и личностями автора.
Понимание стилей языка и стилей речи позволяет понять многие связи между культурой человека и культурой общества. Коммуникативные качества речи не всегда зависят от правильно выбранных стилей языка или речи. Точность и выразительность речи зависят от ее художественных особенностей.
Результатом (овладения) взаимодействия стилей языка и речи является коммуникативная компетенция – комплекс языковых норм, который обязан знать каждый человек для успешного общения.
- Специфические черты стилей СРЛЯ и способы их взаимодействия
Каждый функциональный стиль образует целую систему языковых средств, которые подчиняются организующей речь в данном стиле доминанте.
Функциональный стиль реализуется в только ему присущих жанрах. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью.
Имеет набор ведущих и периферийных подстилей и жанров. В них стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение. Периферийные подстили и жанры нейтральны с точки зрения использования языковых средств. Однако каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и грамматических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом подстиле и жанре данного стиля.
Стили |
Разговорный | КНИЖНЫЕ | |||||||
Официально-деловой | Научный | Публицистический | Литературно-художественный | ||||||
Сфера общения | Бытовая | Административно-правовая | Научная | Общественно-политическая | Художественная | ||||
Подстили | Разговорно-бытовой, разговорно-официальный | Законодательный, дипломатический, канцелярский | Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный | Газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский | Прозаический, драматургический, поэтический | ||||
Основные жанровые разновидности | Повседневные непринужденные беседы, диалоги, частные письма, записки | Различные деловые документы, постановления, законы, указы и т.д. | Научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия, научно-популярные беседы и т.д. | Газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на обществе- нно-политические темы; листовки, прокламации и др. | Прозаические, поэтические и драматургические произведения | ||||
Стилеобразующие черты | Непринужденность, непосредственность и неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция; конкретность содержания | Императивность (предписующе-долженствующий характер речи); точность, не допускающая разночтений; логичность, официальность, бесстрастность, неличный характер речи | Обобщенно-отвлеченный характер изложения, подчеркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность | Чередование экспрессии и стандарта | Художественно—образная конкретизация; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность | ||||
Общие языковые особенности | Стандартность, стереотипность использования языковых единиц; неполноструктурная оформленность, прерывистость и непоследовательность речи | Стандартность, стремление к стилистической однородности текста, упорядоченный характер использования языковых средств | Обобщенно-отвлеченный характер лексических и грамматических средств; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств | Сочетание экспрессии и стандарта | Подчиненность использования языковых средств образной мысли, эстетической функции, художественному замыслу писателя | ||||
Лексические особенности | Разговорная и просторечная лексика, активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлеченно-обобщенным значением; продуктивность слов с суффиксами субъективной оценки, лексики с эмоционально-экспрессивной окраской | Профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, употребление слов в номинативном значении, использование архаизмов, сложносокращенных слов, отсутствие лексики с эмоционально-экспрессивной маркировкой | Научная терминология, общенаучная и книжная лексика, явное преобладание абстрактной лексики над конкретной, употребление общеупотребительных слов в номинативном значении, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики | Общественно- публицистическая лексика, употребление слов в переносном значении со специфической публицистической окраской, использование экспрессивно окрашенной лексики и речевых стандартов | Неприятие шаблонных слов и выражений. Широкое использование лексики в переносном значении, намеренное столкновение разностильной лексики, использование лексики с двуплановой стилистической окраской | ||||
Характер устойчивых сочетаний | Разговорные и просторечные фразеологические единицы; устойчивые речевые стандарты | Сочетания терминологического характера, речевые клише, атрибутивно-именные словосочетания | Сочетания терминологического характера, речевые клише | Публицистическая фразеология, речевые стандарты | Фразеологические единицы разговорного и книжного характера | ||||
Морфологические особенности | Грамматические формы с разговорной и просторечной окраской, преобладание глагола над существительным, употребление глаголов одно- и многократного действия, пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий, частотность местоимений и др. | Преобладание имени над местоимением, употребительность отглагольных существительных на –(е)ние и с префиксом не-, отыменных предлогов и др. | Явное преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния, частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, глагольных форм во вневременном значении и др. | Частотность употребления форм родительного падежа, служебных слов, форм настоящего и прошедшего времени глаголов, употребление единственного числа в значении множественного, причастий на –омый и др. | Использование форм, в которых проявляется категория конкретности, частотность глаголов; не характерны неопределенно-личные формы глаголов, существительные среднего рода, формы множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных и др. | ||||
Синтаксические особенности | Эллиптичность, преобладание простых предложений, активность вопросительных и восклицательных конструкций, ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; прерывистость и непоследовательность речи, использование инверсии, особая роль интонации | Усложненность синтаксиса (конструкции с цепью предложений, обладающих относительной законченностью и самостоятельностью, номинативные предложения с перечислением); преобладание повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций с отыменными предлогами и отглагольными существительными, употребление сложных предложений с четко выраженной логической связью | Преобладание простых распространенных и сложноподчиненных предложений; широкое использование пассивных, неопределенно-личных, безличных конструкций; вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов и др. | Распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, частотность конструкций с обособленными членами, парцелляция, сегментация, инверсия и др. | Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование стилистических фигур | ||||
- Характеристика функциональных стилей СРЛЯ.
Научный стиль речи.