Моральная, утилитарная, гражданская автономии

Моральная автономия предполагает, что человек сам спосо- бен понимать, что есть добро и что есть зло. Следовательно, он не нуждается в государстве, которое должно быть выведено из моральной сферы. В данном случае моральная сфера становится делом гражданского общества.

Утилитарная автономия предполагает, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет. Следо- вательно, государство не должно принудительно осчастливли- вать людей.

Гражданская автономия предусматривает, что человек согла- шается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие.

Таким является, в общих чертах, основной смысл кантовско- го морального обоснования права. Суть дела, как мы видим, со- стоит не в том, что Кант пытается дедуцировать правовые нормы из моральных. Тенденция кантовского морального обоснования права совершенно иная. В правовой законности он видит как раз

 

1 См.: Кант И. Собр. соч. в 6 т. - Т. 4. Ч. II. - С. 79.


гарантию невмешательства государства в процесс индивидуаль- ного «самовоспитания». Моральное обоснование права Кант осуществляет посредством разведения и последующей корреля- ции моральных и правовых норм.

Критическая философия права Канта, таким образом, пре- одолевает традиционно слабые места теории естественного пра- ва. Поэтому она оказывается принципиальной основой многих

«теорий справедливости», в частности концепций Джона Роул- за, Юргена Хабермаса, Отфрида Хёффе. Однако при всей ори- гинальности и фундаментальности этой теории она содержит ряд спорных вопросов, вызывающих критику и дискуссии среди них: абсолютизация безусловных моральных требований для обоснования права, а также ситуация, когда не учитываются мо- тивы целесообразности и выгоды при оправдании правовых тре- бований; чисто трансцендентальный характер его подхода, сла- бо учитывающий эмпирические моменты права; приоритет апри- орных требований перед апостериорными; настаивание на уни- версальном характере права, единого для всех культур, и т.д.

Дальнейшее развитие классическая традиция правопонима- ния находит в творчестве Георга Гегеля.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: