Качество деятельности врача-терапевта территориального участка

Оказание современных видов медицинской помощи требует внедрения в деятельность ЛПУ эффективной системы терапевтического обслуживания пациентов. Для этого врач-терапевт участковый должен владеть не только методами диагностики и лечения больных в поликлинике и на дому, но и современными медицинскими технологиями обслуживания пациентов, обепечивающих качество медицинской помощи.

В соответствии с международными стандартами качество - это совокупность свойств и характеристик продукта или услуг, которые придает ему способность удовлетворять установленные или подразумеваемые потребности (В.М. Мишин, 2005).

Качество медицинской помощи - характеристика, отражающая степень адекватности медицинских технологий, выбранных для достижения поставленной цели и соблюдения их профессиональных стандартов. Федеральный Фонд ОМС определяет качество медицинской помощи как содержание взаимодействия участкового врача и пациента, основанное на квалификации профессионала.

Эффективность медицинской помощи определяется показателями достижения цели и зависит от использования достижений медицинской науки и материально-технического обеспечения.

Компонентами качества медицинской помощи являются:

1) качество структуры (организационно-техническое качество) - ресурсы, земля, сооружения, оборудование, материалы, кадры;

2) качество процесса - технология, соблюдение протоков и стандартов диагностики, лечения, профилактики;

3) качество результативности – достижение принятых показателей и соотношение их с экономическими показателями (А.И. Вялков, 2003).

Структурное качествоотражает условия врачебной деятельности и зависит от материально-технического обеспечения (состояние зданий, в которых располагается медицин­ское учреждение, палат, процедурного кабинета, столовой, туалета, вспомогательных кабинетов); наличия, со­стояния и рационального использования медицинского обору­дования; уровня обеспеченности лекарственными препаратами, изделиями медицинского на­значения. Структурное качество дея­тельности участкового врача-терапевта предполагает профессиональные знания, умения и навыки, соответствие профессиональным и должност­ным требованиям, квалификации.

Качество технологии отражает весь процесс деятельности участкового врача с учетом его профессиональной подготовки, квалификации, со­блюдения принципов последовательности и преемственности, а также оценки конечного результата. Качество технологии дает представление о соответствии содержа­ния врачебной деятельности потребностям конкретного больного, соблюдении прин­ципов позитивной больничной среды, выполнении требований протоков и стандартов выполнения врачебных манипуляций.

Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние. Причем высокий уровень структурного качества медицинского обслуживания не всегда дает вы­сокий уровень качества технологии и результата. В то же время нарушение технологии врачебной деятельности всегда приводит к отрицательному конечному результату.

Качество деятельности врача-терапевта участкового- характеристика, отражающая степень адекватности применяемых врачебных технологий, выбранных для достижения поставленных целей, протоколам и профессиональным стандартам. Оно обеспечивается основными компонентами качества: профессионализмом, доступностью, результативностью, коммуникабельностью, эффективностью, непрерывностью, безопасностью.

Профессионализм (профессиональная компетентность). Это наличие у врача профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания квалифицированной терапевтической помощи, умение их применять в любой конкретной ситуации, а также ответственности, дисциплинированности и аккуратности.

Доступность. Означает получение квалифицированной терапевтической помощи пациентом независимо от места его проживания, социального положения, экономического статуса, этнической и религиозной принадлежности.

Результативность. Определяется эффективным использованием рабочего времени и технологий, взаимодействием в процессе лечения с пациентом, контролем динамики его проблем, своевременным и правильным выполнением стандартов диагностики и лечения и др.

Коммуникабельность (межличностные взаимоотношения). Оценивается с позиции пациента. Это внутренний психологический климат в коллективе, умение врача работать в команде, взаимодействие пациента в системе «врач – пациент», представление пациента о данной системе, установка пациента на лечение, его приверженность выполнения рекомендаций врача по лечению.

Эффективность. Отношение затраченных ресурсов к полученным результатам. Эффективность деятельности врача-терапевта участкового будет тем выше, чем больше они будут соответствовать инструкциям, протоколам, стандартам.

Непрерывность. Последовательность и преемственность оказания терапевтических услуг на всех этапах лечения в зависимости от потребностей пациента.

Безопасность. Это обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактика травматизма. Сюда входят соблюдение лечебно-охранительного режима, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, контроль побочных эффектов применения лекарственных средств и лечебно-диагностических процедур.

Критерии качества услуг бывают субъективные и объективные.

Важным субъективным критерием качества деятельности участкового врача-терапевта является удовлетворенность, которая подразделяется на полную и частичную, удовлетворенность пациента (населения), удовлетворенность самого врача и удовлетворенность руководства (заведующего терапевтическим отделением, главного врача, органов здравоохранения).

Удовлетворенность пациента. Определяется культурой общения с врачом, его доступностью, безопасностью, комфортом, эстетикой врачебного приема (В.Ю. Огвоздин, 2002).

Удовлетворенность врача. Определяется теми условиями, в которых он оказывает терапевтическую помощь: организация приема пациентов в поликлинике, обслуживание вызовов на дому, размер и форма материального вознаграждения, практика морального и материального поощрения, возможность профессионального роста, участие в инновациях, участие в выполнении федеральных программ, обмен опытом с коллегами, решение проблем социальной защищенности и др.

Удовлетворенность руководства. Признание качества деятельности участкового врача заведующим терапевтическим отделением поликлиники, заместителями главного врача по лечебной и экспертной работе, главным врачом ЛПУ, органами управления здравоохранением.

В ряде случаев удовлетворенность качеством терапевтической помощи может отсутствовать как у руководства, пациента, так и самого врача.

Объективными критериями качества работы участкового врача являются здоровье обслуживаемого населения, продолжительность жизни, качество жизни, экономическая эффективность проводимых мероприятий и др. Эти критерии определяются по следующим показателям:

• своевременность выполненных мероприятий – обследование, консультации специалистов, постановка диагноза, назначение лечения, проведение лечения, взятие под диспансерное наблюдение и др.;

• квалификация медицинской помощи - полнота обследования, правильность постановки диагноза, правильность назначенного и проведенного лечения, систематичность диспансерного наблюдения, правильность экспертизы трудоспособности, эффективность экономическая, фактическая стоимость медицинской помощи, соотношение между фактической стоимостью и стандартной (идеальной), разница между затратами на медицинскую помощь и выгодой от снижения заболеваемости или ее предотвращения;

• деонтология - жалобы и критические замечания в адрес участкового врача, отношение пациента к врачу (уважение, признание его авторитета, стремление попасть к нему на прием), отношение пациента к своему здоровью (дисциплинированность, вредные привычки, занятия физкультурой и спортом и др.), отношение врача к пациенту, оценка личности пациента, отношение врача к родственникам пациента (доверие, взаимопонимание и др.).

Факторы, влияющие на:

своевременность выполненных мероприятий: доступность (радиус участка, состояние дорог, наличие пересеченной местности, транспорта и др.), укомплектованность штатов, нагрузка врача, структура посещений, организация работы регистратуры, врачей-специалистов, рабочая дисциплина персонала;

квалификацию медицинской помощи: мощность ЛПУ, наличие специализированных кабинетов и их оснащение, состав врачей по специальностям, по стажу работы, по категориям, укомплектованность штатов, совместительство, частота и периодичность повышения квалификации, применение современных и внедрение новых методов обследования и лечения;

эффективность: характер и размер материального вознаграждения, профессионализм, моральная и материальная заинтересованность в положительном конечном результате;

деонтологию: количество площадей, санитарно-гигиеническое состояние, интерьер кабинета приема, отсутствие очереди, культура общения, доброжелательность отношений, правильное понимание своего профессионального долга, профессионализм, соблюдение участковой медсестрой правил общения с больными, авторитет; личностные качества врача, взаимоотношения в коллективе, особенности поведения в быту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: