Контроль качества медицинского обслуживания населения участковым врчом-терапевтом

Контроль (оценка) качества медицинского обслуживания населения является наиболее актуальной и трудной проблемой. Это связано с тем, что медицинская помощь как товар обладает рядом свойств, крайне затрудняющих контроль ее качества. К этим свойствам относятся:

неосязаемость до момента приобретения (нельзя заранее оценить при помощи органов чувств или технических устройств);

неотделяемость от источника (существует только в момент ее оказания);

несохраняемость (сохранить после окончания нельзя);

•   непостоянство качества медицинского обслуживания.

В соответствии с компонентами качества (структура, процесс, конечный результат) для дальнейшего совершенствования, обеспечения и оценки качества медицинской помощи на терапевтическом участке в настоящее время разработаны три подхода: структурный, технологический и результативный.

Оценка структурного качества деятельности врача-терапевта участкового предусматривает анализ его профессиональных знаний, умений и навыков, соответствие профессиональным и должностным требованиям, квалификации.

При технологическом подходе оценивается технология врачебной деятельности, соответствие протоколам и стандартам с учетом конкретной ситуации (терапевтическая помощь на дому, в стационаре поликлиники).

Результативный подход обеспечивает оценку качества конечного результата по отношению отдельного пациента или всех больных, обслуженных участковым врачом-терапевтом за определенный период времени.

Контроль качества деятельности врача-терапевта участкового предусматривает:

• Установление соответствия деятельности существующим протоколам и стандартам организации и проведения мероприятий по профилактике и лечению заболеваний внутренних органов.

• Установление соответствия достигнутых результатов планируемым.

• Обеспечение необходимых корректирующих мероприятий.

Видами контроля качества терапевтической помощи на врачебном участке поликлиники являются:

Предварительный контроль. Осуществляется до начала оказаний терапевтических услуг (анализ профессиональной компетентности врача, изучение материально-технической базы поликлиники).

Текущий контроль. Проводится непосредственно во время оказания терапевтической поиощи пациенту (услуги).

Заключительный контроль. Проводится оценка достигнутых результатов после оказания услуги.

Каждый вид контроля подразделяется на ведомственный, вневедомственный, плановый и внеплановый. 

Ведомственный контроль осуществляется должностными лицами ЛПУ и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями, главными штатными и внештатными специалистами всех уровней. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и других организаций на договорной основе.

Ведомственный контроль предусматривает:

1) оценку состояния и использование кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ;

2) экспертизу процесса оказания терапевтической помощи конкретным пациентам;

3) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с врачом-терапевтом участковым;

4) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность терапевтической помощи пациентам врачом-терапевтом;

5) выявление и обоснование дефектов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества деятельности врача-терапевта;

6) подготовку рекомендаций, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества деятельности участкового врача.

Ведомственная оценка качества оказания терапевтической помощи пациентам участковым врачом осуществляется на четырех уровнях.

На первом уровне оценку качества своей работы дает сам участковый врач-терапевт

На втором уровне экспертизу проводит заместитель главного врача по клинико-экспертной работе.

Третий уровень экспертизы осуществляет главный врач ЛПУ

Четвертый уровень экспертизы проводит бюро по аккредитации и лицензированию учреждений здравоохранения и частной медицинской деятельности.

Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объём диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней. Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который, кроме выполнения клинических протоколов и стандартов (приложение 4), учитывает все особенности данного конкретного случая.

Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:

• оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, правильность и точно-сть постановки диагноза; адекватность выбора и правильность и точность выполнения лечебных мероприятий,

• выявляет дефекты и устанавливает их причины;

• готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

На каждый случай экспертной оценки заполняется «Карта оценки качества медицинской помощи» по которой рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи пациенту.

Объектомэкспертизы качества работы участкового врача является карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях:

• жалобы, анамнез, объективные данные, результаты дополнительного обследования,

• предварительный и окончательный диагноз, план ведения (консультации, контрольные явки, направление в стационар);

• назначенное лечение (формы, методы, сроки, названия препаратов, дозы);

• реакцию больного: согласие или несогласие на вмешательство, информацию об отказе от лечения, соблюдение рекомендаций (табл. 1.1).

В настоящее время для оценки качества медицинской помощи используются цифровые показатели, получившие название «индикаторы качества». Индикаторы качества косвенно отражают основные составляющие качества: структуру, процесс и результат. Числовое значение индикаторов качества выражается, как правило, в процентах. Источниками для установления пороговых (целевых) значений индикаторов качества служат клинические рекомендации, протоколы, стандарты, результаты лучших специалистов, мнения экспертов.

Таблица 1.1.

Оценка качества работы врача-терапевта поликлиники

Мероприятия Критерии
Обследование пациента Полнота жалоб, анамнеза, объективного и дополнительного обследований, консультации
Постановка диагноза Соответствие МКБ-10, полнота (фаза, стадия, функция, осложнения, сопутствующие заболевания), своевременность, обоснованность
Лечебно-профилактические Адекватность лечения выставленному диагнозу. Считается дефектом не только недостаточное, но и избыточное лечение и обследование
Преемственность ведения пациента Порядок этапности, своевременность, обоснованность направления на дополнительное обследование, консультации, в стационар, на экспертизу, выполнение рекомендаций
Ведение документации Наличие листа уточненных диагнозов, эпикризов, результатов обследования, консультаций. Оценивается внешний вид документов, возможность понять написанное

Качество работы участкового врача-терапевта определяют цифровые показатели, которые он представляет в своем отчете при прохождении аттестации. К ним относятся:

1. Первичная выявляемость и распространенность (на 1000 чел.) острой пневмонии, АГ. ИБС, гастритов, язвенной болезни, желчнокаменной болезни, хронических гепатитов, цирроза печени, острого и хронического гломерулонефрита, сахарного диабета.

2. Заболеваемость по обращаемости.

3. Инфекционная заболеваемость.

4. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Соблюдение сроков временной утраты трудоспособности.

5. Заболеваемость туберкулезом легких и онкопатологией.

6. Качество и эффективность диспансеризации (число ухудшений и улучшений у лиц, состоящих на учете более года).

7. Динамика уровня госпитализации на 1000 человек.

8. Динамика числа лиц, обслуженных скорой помощью.

9. Динамика числа лиц, направленных на консультации к узким специалистам.

14. 10. Охват женщин профилактическими осмотрами с онкоцитологическим обследованием.

15. Число всех абортов на 1000 женщин фертильного возраста.

16. Удельный вес «мини” - абортов от всех прерываний беременности.

17. Охват современными методами контрацепции женщин фертильного возраста.

18. Осмотр беременных до 12-недельного срока.

19. Выявляемость глаукомы на 100 осмотренных в возрасте старше 40 лет, в том числе 3-4 ст.

20. Показатели преемственности с хирургической службой (соотношение плановых и экстренных операций при грыжах, язвенной и желчнокаменной болезнях).

21. Уровень смертности на дому лиц, не наблюдавшихся врачом.

22. Число активных посещений на дому.

23. Динамика числа и видов манипуляций, сделанных врачом и относящихся к смежным специальностям.

24. Охват иммунопрофилактикой и флюорографией.

25. Первичная инвалидность и смертность, в том числе от условно-предотвратимых причин.

Эти уровни контроля качества работы врача-терапевта поликлиники относятся к внутренней экспертизе, так как она осуществляется в рамках системы здравоохранения (внутриведомственный контроль). Переход к обязательному медицинскому страхованию вызвал необходимость создания системы внешней экспертизы - вневедомственного контроля.

Вневедомственный контроль осуществляется:

• лицензионно-аккредитационными комиссиями;

• страховыми медицинскими организациями;

• территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

• страхователями;

• исполнительными органами фонда социального страхования;

• профессиональными медицинскими организациями;

• обществами (ассоциациями) защиты прав потребителей.

Основные причины проведения вневедомственного контроля (экспертизы):

• жалобы пациентов или страхователей на качество и культуру оказания медицинской помощи;

• неблагоприятный исход заболевания, прямо связанный с недостатками в проведении медицинских мероприятий;

• несоответствие представленных счетов на оплату медицинских услуг территориальным медико-экономическим стандартам или включение в счёт медицинских услуг, не входящих в территориальную программу ОМС;

• наличие многочисленных дефектов в оказании медицинской помощи у отдельных врачей, подразделений, учреждений;

• несоответствие проведенного лечения диагнозу заболевания, повлиявшее на стоимость лечения.

Задачи вневедомственного контроля:

• определение своевременности и адекватности проведенных диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий состоянию здоровья пациента;

• определение соответствия врачебной тактики медицинскому стандарту.

Основной задачей вневедомственного контроля качества медицинской помощи является организация медицинской и медико-экономической экспертизы с целью обеспечения права граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества и проверки эффективности использования ресурсов здравоохранения, а также финансовых средств ОМС и социального страхования.

Функциями экспертной комиссии вневедомственного контроля являются:

1. Выявление дефектов в процессе оказания медицинской помощи застрахованным, в том числе:

• неблагоприятные исходы заболеваний, связанные с недостатками в проведении медицинских мероприятий;

• жалобы пациентов или страхователей на низкое качество и культуру оказания медицинской помощи;

• несоответствие предъявленных счетов на оплату медицинских услуг территориальным медико-экономическим стандартам или включение в счёт медицинских услуг, не входящих в территориальную программу ОМС;

• наличие многочисленных дефектов в оказании медицинской помощи застрахованным отдельными специалистами, подразделениями, учреждениями.

2. Обоснование необходимости экспертной оценки в соответствии с выявленными дефектами, четкая формулировка целей и задач предстоящей экспертизы и согласование ее с руководством лечебно-профилактического учреждения.

3. Подготовка документации, необходимой внештатному эксперту для проведения дополнительной экспертизы.

4. Оценка результатов ведомственной и дополнительной медицинской экспертизы.

5. Ознакомление руководства учреждения здравоохранения с результатами медицинской экспертизы.

6. Подготовка предложений руководству страховой медицинской организации по применению штрафных санкций к медицинскому учреждению.

Виды вневедомственного контроля: предупредительный контроль, контроль результата, целевой контроль, плановый контроль, повторный контроль.

В ОМС система контроля качества создана на основе единых методических подходов, в разработке которых ведущая роль принадлежит Федеральному фонду. При этом вневедомственный контроль качества медицинского обслуживания не исключает, а дополняет внутриведомственный контроль.

Формы вневедомственного контроля качества работы участкового врача-терапевта.

1. Лицензирование деятельности врача-терапевта участкового, осуществляемой в сфере охраны здоровья прикрепленного контингента.

2. Сертификация его профессиональной деятельности.

3. Аккредитация ЛПУ.

4. Лицензирование, аттестация и аккредитацияобразовательных учреждений по подготовке врачей-терапевтов участковых.

В необходимых случаях проводится независимый контроль (аудитор, арбитраж) с независимыми экспертными (аудиторскими) службами.

Методы контроля качества:

• сплошной;

• выборочный;

• индивидуальный;

• целевой;

• комплексный.

При использовании сплошного метода контролю подлежит вся врачебная деятельность участкового врача-ьерапевта. Сюда входят сроки прохождения специализации, участие в семинарах и конференциях и др. Учитываются свойства качества работы (достаточность, профессионализм, своевременность, межличностные взаимоотношения, безопасность, результативность) и компонентов качества. Изучаются карты пациентов, приказы по ЛПУ, журналы административных обходов, техники безопасности, анкеты опроса пациентов, доклады, акты санитарно-эпидемиологического контроля, результаты собеседования и др.

Экспертиза может проводиться выборочно (выборочный контроль) по отклонениям в случаях:

• внезапной смерти пациента;

• смерти на дому лиц трудоспособного возраста;

• острого нарушения мозгового кровообращения;

• расхождения диагноза при госпитализации;

• временной утраты трудоспособности более 120 дней;

• обоснованные жалобы больных;

• первичной инвалидности;

• острого инфаркта миокарда;

• роста группы инвалидности;

• прободения язвенной болезни;

• запущенных форм онкологических заболеваний, туберкулеза, сахарного диабета.

Этот перечень может быть расширен. Следует иметь в виду, что целью проведения экспертизы качества медицинской помощи врача-терапевта является выявление проблем и их решение.

Вневедомственный контроль может осуществляться в виде:

• предупредительного контроля;

• контроля результата;

• целевого контроля;

• планового контроля.

Предупредительный контроль осуществляется лицензионно-аккредитационной комиссией перед проведением лицензирования и аккредитации медицинского учреждения или участкового врача-терапевта.

Целью предупредительного контроля является определение возможностей медицинского учреждения или терапевта оказывать заявленные виды медицинской помощи, а также соответствия их деятельности установленным стандартам.

Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы медицинского учреждения (участкового врача) для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению. В ходе предупредительного контроля оцениваются:

• организация работы структурных подразделений поликлиники при оказании ПМСП пациентам;

• квалификация;

• материально-техническое и ресурсное обеспечение;

• организации обследования, лечения и ухода за больными, объёма деятельности и взаимодействие лечебных и параклинических подразделений;

• научно-технологический уровень лечебно-диагностического процесса;

• качество ведения медицинской документации;

• исходы и результаты лечения.

Предупредительный контроль осуществляется на основе стандартов, для чего в качестве инструмента оценки применяют:

• государственные образовательные стандарты;

• технологические стандарты;

• стандарты оснащения;

• стандарты объёмов лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий и сроков лечения при различных нозологических формах заболеваний.

Контроль результата осуществляют эксперты вневедомственного контроля.

Целью контроля результата является оценка качества выполненной терапевтической помощи конкретному пациенту:

• медицинской эффективности;

• экономической эффективности;

• соответствия выбранной медицинской технологии лечения патологическому процессу, его тяжести и течению.

Под медицинской эффективностью понимается степень достижения поставленной цели. Медицинская эффективность тем выше, чем ближе врач-терапевт участковый по результатам лечения приближается к критериям и параметрам результативности лечения, заложенной в стандарте.

Экономическая эффективность оценивается на основе экономического стандарта, характеризующего максимально допустимые затраты на лечение типичного случая для каждой нозологии.

Соответствия выбранной медицинской технологии лечения патологическому процессу, его тяжести и течению оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы - качественный сбор информации о больном, в том числе диагностические мероприятия для данной нозологии, правильную постановку и обоснование диагноза, качественное и своевременное выполнение лечебных мероприятий. Кроме того, изучается мнение пациента о качестве предоставляемых медицинских услуг, поскольку мнение пациента является одной из составляющих понятия «качественная медицинская помощь».

В случае необходимости для разрешения спорного случая эксперт вневедомственного контроля может принять решение о проведении целевого контроля с привлечением внештатных экспертов. По итогам проверки оформляется «Акт экспертного контроля» установленной формы.

Плановый контроль качества медицинской помощи со стороны страховой медицинской организации осуществляется в соответствии с договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: