Связь психологии с другими отраслями науки

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других − науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Взаимосвязи психологии с другими отраслями науки имеют свои закономерности. С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания че­ловека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно по­нять строение и функции нервной системы, их роль и значение в форми­ровании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направ­лениях правильного осмысления функционирования психики и созна­ния в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и со­циально-психологическим качествам людей.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию о основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику проте­кания психических явлений и процессов, позволяет естественным и об­щественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обус­ловленность социальных и иных явлений и процессов. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Основные направления зарубежной и отечественной психологии

До середины XX века в психологии сформировалось большое количе­ство конкурирующих, несовместимых и даже несопоставимых парадигм понимания предмета и метода психологии. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: