Ответы и решения - 8 класс

Решения и рекомендации по оцениванию

 

Победители и призеры школьного этапа определяются согласно Положению о Всероссийской олимпиаде по результатам выполнения работ, сведенным в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждому классу участников. Победителем, призером школьного этапа олимпиады признается участник, набравший не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов по итогам оценивания выполненных олимпиадных заданий. Победителями и призерами школьного этапа признаются все участники, набравшие более 50 процентов баллов.

Жюри школьного этапа олимпиады принимает для оценивания закодированные (обезличенные) олимпиадные работы участников олимпиады.

Система оценивания

Система оценивания строится на поэлементном анализе возможного решения участником задачи. Следует обратить внимание, что в материалах представленные решения отражают один из вероятных подходов к решению задачи. Поэтому при проверке работ члены жюри должны учитывать, что участник может прийти к ответу другим путем. При оценивании работ участников максимальный балл ставится за полностью выполненное задание, независимо от способа решения.

В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения. Причем балл за один шаг решения может варьироваться от 0 (решение соответствующего элемента отсутствует или выполнено полностью неверно) до максимально возможного балла за данный шаг. Если есть отдельные верно выполненные части решения элемента, оценка лежит от нуля до максимального балла.

Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

Шаги, демонстрирующие умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию оцениваются выше, чем те, в которых показаны более простые умения, владение формальными знаниями, выполнение тривиальных расчетов и др.

 

 

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии в Иловлинском муниципальном районе в 2016/2017 учебном году

Ответы и решения - 8 класс

 

1. Названия веществ, простых или сложных часто употребляются в словосочетаниях. Определите эти вещества и допишите предложенные словосочетания:

_____________ дыра

Активированный _____________

________________, _______________, ______________ век

Дистиллированная ____________

__________________ недостаточность

________________ лампа

________________ _________________ ложка

РЕШЕНИЕ

Озоновая дыра; железный, медный или бронзовый век; кислородная недостаточность; неоновая лампа; активированный уголь; дистиллированная вода; серебряная или золотая ложка.

За каждый ответ по 0,2 балла. Итого 2 балла.

 

2. Определите, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти буквы и составьте из них фамилию учёного – естествоиспытателя.

  Химический элемент Простое вещество
кальций необходим для роста клеток Р К
азот входит в состав воздуха М О
натрий входит в состав глауберовой соли О Е
натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы И Д
кислород необходим для дыхания Я А
хлор получают электролизом расплава поваренной соли Л Г
капуста содержит около 0,08% серы А Б
фтор входит в состав зубной эмали В Н

РЕШЕНИЕ: Учёный – Авогадро. 2 балла

3. В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора. Расположите выше названные химические элементы в порядке уменьшения числа их атомов, содержащихся в организме человека.

РЕШЕНИЕ

1) Расчет количества вещества атомов каждого элемента по формуле

n(Э) = m(Э)/Ar(Э)

n(O) = m(O)/Ar(O) = 65:16=4,06 моль атомов кислорода

n(C) = m(C)/Ar(C) = 18:12= 1,5 моль атомов углерода

n(H) = m(H)/Ar(H) = 10:1=10 моль атомов водорода

n(Na)= m(Na)/Ar(Na) = 0,15:23=0,065 моль атомов натрия

n(Cl) = m(Cl)/Ar(Cl) = 0,15:35,5=0,0042 моль атомов хлора

по 0,5 баллов, всего 2,5 балла

2) Число атомов элемента связано с количеством вещества элемента прямопропорционально. Сравнивая величины количества вещества атомов каждого элемента, получаем, что в порядке уменьшения атомы располагаются в следующей последовательности: водород, кислород, углерод, натрий, хлор.(1,5 баллов)

 Итого 4 балла

 

4. В соединении титана с кислородом отношение масс элементов составляет 2: 1. Установите формулу данного соединения. Определите валентность титана.

РЕШЕНИЕ

Массовая доля элемента в соединении рассчитывается по формуле

 = ω(х.э.)

Запишем формулу оксида титана в виде TixOy, тогда, зная из условия, что отношение масс титана и кислорода составляет 2: 1, получим следующее уравнение: 2/3=48x/(48x+16y)

Предположим, что х=1, тогда, решая уравнение, получим у=1,5.

Если х=2, то получим у=3.х и у должны быть целыми числами, то есть подходит последний вариант – тогда исходный оксид - Ti2O3. Ответ: оксид титана (III)

 

Определено простейшее соотношение атомов – 1 балл

Установлена формула соединения – 2 балла

Указана валентность титана – 1 балл

Итого 4 балла

5. Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:

               H2OP2O5AlO2NaH2O3CO2Na3NCFeCl3N2К2SSiO2

1) Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ (1балл), подчеркните простые вещества (1 балл);

2) Назовите вещества (2 балла).

РЕШЕНИЕ

1) H2O P2O5 AlO2Na    H2   O3 CO2 Na3N C  FeCl3 N2   К2S SiO2

Названия веществ: вода, оксид фосфора (V), алюминий, кислород, водород, озон, углекислый газ (или оксид углерода(IV)), нитрид натрия, уголь (алмаз), хлорид железа (III), азот, сульфид калия, оксид кремния (кремнезём).

Итого 4 балла

4. Лесные звери варили клюквенный компот. Клюквенный отвар получился очень кислым, пришлось добавлять сахар. В 4 кг отвара медведь высыпал пакет (1 кг) сахара, барсук - 1 стакан (200 г) сахара, заяц – 5 столовых ложек (по 15 г), белочка и ёжик – по 10 чайных ложек (5 г). Определите массовую долю сахара в полученном компоте.

 

1.Найдена масса раствора: m(раствора) = 4 + 1 + 0,2 + (5∙0,015) + (20∙0,005) = 5,375 кг

(1 балла)

2. Найдена масса сахара: m(сахара) = 1 + 0,2 + (5∙0,015) + (20∙0,005) = 1,375 кг (1 балла)

3) Найдена массовая доля сахара в полученном растворе: W = 1,375/5,375 = 0,2558 или 25,58% (1 балла)

Итого 3 балла

 

      5. Даны формулы оксидов азота: N 2O - оксид азота (I); NO - оксид азота (II); N 2O3 - оксид азота (III); NO2 - оксид азота (IV); N 2O5 - оксид азота (V)

Определите, в каком из этих соединений содержание азота наибольшее. Ответ округлите до десятых.

 

N 2O: Мr=44; w(N)=63,6% (0,5 + 0,5 =1 балл)

NO: Мr=30; w(N)=46,7% (0,5 + 0,5 =1 балл)

N 2O3: Мr=76; w(N)=36,8% (0,5 + 0,5 =1 балл)

NO2: Мr=46; w(N)=30,4% (0,5 + 0,5 =1 балл)

N 2O5: Мr=108; w(N)=25,9% (0,5 + 0,5 =1 балл)

Итого: 5 баллов

 

8. Юный любитель химии раздобыл порошок серебра, захотев с ним поэкспериментировать в домашних условиях. Но случайно просыпал его на пол. Мальчик расстроился, ведь он с таким трудом раздобыл этот порошок. И решил собрать его с пола. Пол, к сожалению, был «не очень чистым» и смесь, которую он подмел, содержала помимо порошка серебра всякие мелкие частицы: пух из подушки (скорее всего гусиный), древесные опилки, железные опилки, поваренную соль и сахар. Как мальчику избавиться от лишних примесей? Составьте подробный план действий, чтобы очистить серебряный порошок. Какие методы очистки и разделения вы бы предложили использовать и на каких физических явлениях они основаны?

 

РЕШЕНИЕ

Любой разумно составленный план - 5 баллов.

Методы – флотация, намагничивание, растворение, фильтрование – 2 балла           

Физические свойства: несмачиваемость водой, притяжение к магниту, растворение в воде - 3 балла

Итого: 10 баллов

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: