ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В АРКТИКЕ»
Задание | Всего баллов (условие: задание сдать вовремя) | К зачету |
Выступление на практ.занятии | 10*2=20 | Min 9 |
СРС 1 Видеоролик «Книга или фильм об Арктике» | До 20 баллов | + |
Презентация «Жизнь народов Севера» | До 20 баллов | + |
Презентация «Адаптация человека к условиям жизни в Арктики» | До 20 баллов | + |
Доклад (презентация) «Историко-культурное наследие российской Арктики» или «Роль Мурманской области в арктических стратегиях» | До 20 баллов | + |
Зачет | Зачтено: | 2 вопроса из списка |
Видеоролик – обычно снимают на мобильный носитель (например, телефон), необходимо выбирать формат записи, который не требует переформатирования зрителям.
Структура видеотекста свободная, но желательно проявить себя как режиссер и сценарист в одном лице. Обязательно необходимо заострить внимание на названии и авторе того произведения, которое представлено в ролике (чтобы можно было его легко найти).
Алгоритм презентации
|
|
Слайд 1 – титул
Слайд 2 +n – проблема, вопрос, противоречие
Слайд 3 +n – данные, мнения, факты, раскрывающие проблему
Слайд 4 +n – сложное рассказать простым языком («Explain like I’m 5» - расскажи как будто мне пять лет)
Слайд 5 – выводы, идеи, решения
+n – число слайдов может быть другим
Оформление презентации – актуальные для темы цветовые решения, иллюстрации, контрастный текст и фон. Следует стремиться к минимизации текста на слайде.
Практические занятия проходят как обсуждение предложенных вопросов. В группе можно распределить вопросы, установить основных докладчиков и тех, кто дополняет озвученную информацию. По выступлению преподаватель задает вопросы, студенты также могут высказывать свое мнение, задавать вопросы. Интересное выступление можно слушать долго, но все же желательно ограничить его – 3-5 минут (не более 10).
Практическое занятие 1-2 (4 часа = две пары)
Тема: Арктика как объект естественно-научных и социально-экономических исследований.
Часть 1.
Вопросы для коллективного обсуждения:
- География арктических территорий и акваторий.
- Природно-климатические характеристики Арктики.
- Льды и вечная мерзлота: история и значение исследований.
- Животный мир Арктики: значение исследований для современного знания.
- Факторы роста научного и индустриального интереса к исследованиям морской и континентальной Арктики.
- Геополитические интересы в современной Арктике.
- Мифы и футурологические концепции прошлого и будущего Арктики.
Часть 2. Вопросы для обсуждения
- История и современная жизнь Шпицбергена.
- Великие имена Арктики.
- История и современность естественно-научных исследований арктической тематики (на примере…).
- История научных исследований Арктики в России (на примере…).
- Индустриальные исследования Арктики.
- Арктический пленэр – Арктика глазами художников.
Вопросы для самоконтроля:
|
|
- Что означает понятие «циркумполярный»?
- Какие четыре полюса расположены в Северном полушарии?
- Что такое «арктические компетенции»?
Задание для самостоятельной работы: «Литературные и кинопроизведения об Арктике»
Задание 1. Буктьюберы об Арктике: найдите и интересно опишите художественную или документальную книгу или кинофильм об Арктике.
Формат: видеоролик, выложить в группе.
Практическое занятие 3-4 (4 часа)
Тема: Этносы циркумполярного мира
План.
Часть 1.
- Природная среда и этапы освоения арктических территорий в древности (исследования палеогеографии и археологии).
- История циркумполярного мира в Средние века.
- Эволюция культуры северных народов в эпоху Нового времени.
- Русская северная культура.
- Концепция северной идентичности в современной науке.
- История и современность этнографических экспедиций.
- Практика природопользования коренных народов севера.
- Культура жизнеобеспечения народов севера.
- Исследования адаптивных способностей народов крайнего севера.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «социальный капитал»?
2. Какие этносы относятся к коренным народам севера?
3. Можно ли считать поморов самостоятельным этносом?
Часть 2. Жизнь народов Крайнего Севера.
Презентация жизни, культуры одного из народов крайнего севера (всех арктических государств).
Примерный план:
– официальное наименование народа и самоназывание народа;
– этнографическая характеристика (сходство и различия с другими народами севера);
– традиционные занятия и жизнеобеспечение;
– космология и мифология народа;
– современные внутренние (этнические) культурные процессы;
– взаимоотношение с другими культурами;
– интересные и полезные сведения об этносе.
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Практическое занятие 5 (2 часа)
Тема: Индикаторы качества жизни населения в арктических территориях
Часть 1. Вопросы для обсуждения
- Качество жизни как комплексное понятие и объект управления.
- Ключевые показатели качества жизни.
- Особенности оценки качества жизни арктических территорий.
- Технологии мониторинга качества жизни арктических территорий.
- Роль исследований качества жизни в определении устойчивости развития территорий и благополучия социума.
- Основы методологии исследования качества жизни населения.
- Роль культуры в формировании качества жизни в Арктике.
- Роль университетов в формировании условий для повышения качества жизни арктических территорий.
Практическое занятие 6-7-8 (6 часов)
Тема «Проблемы адаптации человека к условиям жизни в Арктике»
План:
Часть 1. Вопросы для обсуждения
- Исследования резервов организма человека для нормальной жизнедеятельности на крайнем севере.
- Природные условия Арктики и их влияние на состояние здоровья пришлого населения.
- Типичные патологии здоровья людей на крайнем севере.
- Управление работоспособностью в условиях крайнего севера.
- Возможности медицины для повышения качества жизни в Арктике.
- Холод как фактор здоровья и нездоровья человека.
Вопросы для самоконтроля:
- Что такое экстремальный климатический фактор?
- В чем суть адаптации человека к холоду?
- Что такое «синдром полярного напряжения»?
Часть 2. Тема: Питание как ресурс адаптации человека к условиям жизни в Арктике.
- Особенности традиционного питания народов крайнего севера.
- Биоресурсы Арктики в структуре питания человека.
- Рацион полярника: принципы разработки, возможности использования в других видах деятельности человека.
- Питание в период полярной ночи.
- Здоровое питание городского человека за полярным кругом.
- Гастрономические бренды Арктики.
|
|