Прогрессивное солнечное возвращение

Карта, подобная карте солнечного возвращения, строящаяся на момент возвращения Солнца точно в положение, которое оно занимало в час, эквивалентный часу рождения, на дату, определенную путем прибавления одного дня к дате рождения для каждого года жизни вплоть до года, для которого рассчитывается данная карта прогрессивного солнечного возвращения. По рассчитанной долготе Солнца с помощью эфемерид данного года рассчитываются положения планет, аспекты, транзиты, затмения и новолуния в важных местах карты прогрессивного солнечного возвращения, которые, по мнению многих авторов, имеют очень важное значение.

 

ПРОГРЕССИИ

Один из методов развертывания, состоящий в составлении карты на определенные моменты времени после данной основной (радикальной или радиксной) и сопоставлении последующих карт с основной. В астрологии личности (астрологии рождения) принято составлять прогрессивные гороскопы из расчета, что день движения планет после рождения соответствует году жизни. Таким образом, гороскоп, составленный на 1-й день после рождения (время то же, что время рождения), указывает события и влияния, которые должны иметь место около 1 года жизни ребенка, на 20-й день - 20 год жизни и т. д. Прогрессии Луны, движущейся достаточно быстро, указывают влияния с точностью до месяца, считая 2 часа движения Луны за месяц жизни.

Принцип вычисления прогрессий противоположен принципу дирекций: если там дуга является мерой и определяет время, то здесь время (измеряемое в соответствующем масштабе, как правило, день за год) является мерой и рассматривается положение планет (иногда и Asc и МС) в заданное время.

 

 

ПРОМИТТОР

Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между "прогрессивным положением" сигнификатора и "положением при рождении" промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствующие данной дирекции сигнификатора.

 

ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ДУГИ

Дополнительные чувствительные градусы, предложенные Сефариалом исходя из теории, что каждая планета имеет точки влияния, расположенные симметрично, то есть на одинаковом с ней расстоянии, но с противоположной стороны от радикальных Солнца, Луны, Асцендента и MC. Поэтому пропорциональная дуга Венеры в 19о Овна к Солнцу в 5о Овна приходится на 21о Рыб, где ее влияние будет ощущаться, когда в этой точке будет новолуние, или дирекционная Луна, или транзит какой-либо планеты. Каждая планета имеет пропорциональные дуги к Асценденту и MC, что дает 9 точек; еще 8 точек образует каждая планета с Солнцем и Луной, всего 34. Когда таким образом реализуется влияние планет, оно, видимо, активизирует дела того дома, в котором оказывается дуга. Это развитие теории конверсивных дирекций.

 

ПРОФЕКЦИИ

Термин использован Птолемеем применительно к последовательно восходящим знакам, а, следовательно, вместе с ними Солнца и других сигнификаторов, со скоростью один знак в год, или 2о30' в месяц. Вначале следует изучить правила определения Хилега, или градуса Хилега. Определив его, перемещайте его на 30о в год. Имея в виду, что год от вашего третьего дня рождения до четвертого является вашим четвертым годом, продолжайте следующим образом: пусть профекционным числом будет начало года в ваш 27-й день рождения с Хилегом в 15о Рыб. 28 знаков минус 24 - два круга - составляет 4 знака, следовательно, годовая профекция располагается между 15о Рака и 15о Льва. Таким образом, хронократорами 28-го года становятся Луна и Солнце. См. Дирекции.

 

ПРЯМАЯ СФЕРА

Сфера, в которой все экваториальные параллели располагаются под прямым углом к горизонту, в которой экватор является главной вертикалью (prime vertical), а полюса лежат на горизонте. Дни и ночи здесь всегда одной продолжительности. Любая точка экватора имеет зенит в прямой сфере.

 

ПРЯМОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

Расстояние, измеряемое вдоль небесного экватора на восток от точки весеннего равноденствия; иногда определяется как расстояние вдоль круга склонения. См. Небесная сфера.

 

ПТОЛЕМЕЯ АСТРОЛОГИЯ

"Тетрабиблос" Птолемея можно охарактеризовать следующим образом:

1. Ценная доныне философия астрологии.

В этом смысле его работа великолепна. Он указывает на важность соображений относительно образования и окружения, как смягчающих моментов при определенных трактовках астрологических факторов; на важность продолжительного изучения для высказывания основательного суждения. Он указывает также на ущерб, наносимый всем наукам шарлатанами, употребляющими свои малые знания ради личной выгоды. Его соображения по этому поводу столь актуальны, что кажутся высказанными сегодня.

 

2. Компиляция знаний из "древних" источников, собранная и систематизированная для практического употребления - прекрасная редакторская работа.

Он показывает, что хотя астрология прошла большой путь, интерпретации страдают от недостатка знаний механизмов, посредством которых действуют астрологические влияния, - и это знание он стремится предложить.

 

3. Попытка дать всему этому научное обоснование с точки зрения тогдашних знаний астрономии и физики.

 

Однако вместо прояснения он запутывается в лабиринте поверхностного, сложного и противоречивого.

Чтобы разобраться в его доктринах, нужно понимать, как он представлял себе устройство небесной сферы. Вокруг Земли расположены десять сфер по одной для Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна. На этих сферах планеты "борются с перводвигателем". На восьмой сфере находятся два небольших круга, дающих начало Овну и Весам, которые "дрожат и вибрируют" - без сомнения, указание на необъяснимое в то время явления прецессии. На девятой сфере "кристаллизуются водные небеса", и ни одна звезда там не обнаружена. И над всем этим, как стальной обруч на колесо, - десятая сфера, "перводвигатель", который своей превосходящей силой движет все в суточном вращении с востока через меридиан к западу. Необходимо иметь в виду, что все, что Птолемей знал об истинных или орбитных движениях планет - это что они безуспешно борются против принуждающей силы "объемлющего" - в данном случае очень точное слово. В его системе все понятия основаны на видимых движениях, он знал только видимые движения. Поскольку движения Солнца быстрее, чем движение любой из больших планет, они в самом деле "отделяются" от Солнца в направлении часовой стрелки, восходя и кульминируя на вершине неба. Малые планеты действительно никогда не отходят в кульминировании далеко от Солнца, следовательно, они разделяются в зависимости от того, поднимаются ли они утром перед Солнцем или садятся вечером после захода Солнца. Птолемей приписывал особую важность возможности для планет "подняться и светить", когда Солнце находится под горизонтом: он не знал, что октаву видимого света следует расширить до 30 октав света невидимого, инфракрасного, ультрафиолетового, создающего магнитное поле вокруг Земли.

Особую проблему для него составило движение Луны. Он полагал, что восточные и утренние планеты поднимаются к Солнцу, западные и вечерние - к Луне; поэтому он отдавал предпочтение планетам, ориентальным по отношению к Солнцу и акцидентальным по отношению к Луне: в этом положении имеется больше всего возможности светить перед восходом Солнца и после захода Луны. Сейчас можно сказать, что хотя его основания не значимы сегодня, тем не менее, стеллиум планет, окруженных с востока Солнцем и с запада Луной действительно выглядит мощно. Можно предположить, что дело касается прибывающей Луны; но Птолемей не имел представления об истинном движении Луны.

Что касается самого Солнца, то нужно было объяснить, почему оно также наиболее влиятельно в квадранте между Асцендентом и МС, так что ему был приписан иной тип "восточности" - "ин мундо". Оно считалось наиболее влиятельным в трех домах, по которым оно кульминирует к МС. Но поскольку то же самое должно происходить на другой половине, когда оно опускается на западе и движется к восходу на другой стороне, то IV, V и VI дома также считались "восточными". Таким образом, Солнце могло быть "восточным" "по отношению к горизонту" или "ин мундо"; в остальных двух квадрантах оно считалось западным.

Сейчас эти термины не нужны, потому что мы может лучше объяснить те же вещи. Речь идет о соотношении между геоцентрическими и "солярными" домами. Мы знаем, что планета в X, XI и XII геоцентрических домах получает дополнительную силу благодаря "элевации" - что Птолемей описывал в терминах "утренняя" или восточная "ин мундо". А сила планеты в X, XI и XII солярных домах соответствует тому, что он описывал как "ориентальность по отношению к Солнцу".

Еще одно следствие привязанности Птолемея к видимости - его разделение знаков на равносильные, властвующие и подчиняющиеся. Равносильными являются знаки, вершины которых находятся на равных расстояниях от меридиана. Они оба либо видимы, либо невидимы, так что одинаково слабы или одинаково сильны. Те же, которые находятся на разном расстоянии, различны в этом отношении - один в темноте, другой на свету; тот, который находится над горизонтом - властвующий, под горизонтом - подчиняющийся. Это различение имеет смысл, лишь, когда в этих знаках находятся планеты; оно значимо лишь для определения того, какая сторона аспекта более влиятельна. Планета в "элевации" сильнее в отношении положения по дому, - что не имеет отношения к положения по знаку.

Птолемей считал секстили и тригоны гармоничными, поскольку они связывают знаки одного "пола", а квадрат дисгармоничным, поскольку он связывает знаки разной "природы или пола". Может показаться, что в своей попытке связать все блестящие находки в единую систему Птолемей является предшественником Фрейда, - поскольку он также стремится все свести к "полу". Впрочем, это лишь внешнее сходство: "мужское" и "женское" для Птолемея - лишь термины, обозначающие полярность, позитивное и негативное в их взаимодействиях, или активное и пассивное. Более того, у Птолемея можно видеть оттенок "счастливого" и "несчастливого", присутствующий в этой терминологии. Впрочем, уже современники, по словам самого Птолемея, высказывали сомнения в обоснованности этой терминологии. Однако для него она была весьма существенной: только так он мог оправдать и объяснить свою систему достоинств и слабостей, а также дать трактовку домов и знаков, не занятых планетами (нужно добавить, что Птолемей не мог ничего знать о транзитах, которые "оживляют" незанятые дома).

Поскольку Солнце и Луна имеют наибольшую высоту в трех измерениях (в пространстве) при северном склонении в Раке и Льве, им приписывается владение этими знаками. Влажная Луна женского рода, ей дается женский четный знак, а сухое Солнце - мужского рода, ему приписывается нечетный мужской знак. Остальные планеты получают по знаку с каждой из сторон, чтобы иметь возможность сочетаться и с Солнцем, и с Луной. Поскольку Меркурий не отходит от Солнца дальше, чем на один знак, ему даются Близнецы и Дева; женская Дева - его "ночной" дом, мужские Близнецы - "дневной" дом. Венера, не отходящая от Солнца дальше, чем на два знака, соответственно следует за Меркурием, далее Марс, потом Юпитер. Наиболее отдаленный холодный Сатурн получает два остающихся знака, также влажный женский в качестве "ночного" дома и сухой мужской - в качестве "дневного" дома. Из этой организации появляются солнечные и лунные полукруги: от Водолея до Рака планеты "поднимаются" к Луне в порядке знаков, а от Козерога до Льва - к Солнцу против порядка знаков.

Далее появляются мужские и женские квадранты, знаки, дома, планеты. Подчеркивается благоприятность и неблагоприятность сочетаний (мужская планета в женском знаке и наоборот).

Несмотря на всю запутанность системы Птолемея и ее устарелость, не следует забывать, что его философия астрологии служила путеводной звездой в течение веков, а его компиляторская работа сохранила для нас множество жемчужин древней астрологии.

 

РАXУ

Санскритское название Головы Дракона (Северного лунного узла). В индийской мифологии Раху - Дайтья (демон), обладающий придатком, вроде драконьего хвоста; он сделал себя бессмертным, утащив у богов немного Амриты - эликсира божественной жизни, который они добыли пахтаньем океана. Не имея возможности лишить его бессмертия, Вишну прогнал его с Земли, сделав из него созвездие Дракона. Голову его назвали Раху, а хвост - Вету; астрономически - восходящий и заходящий узлы Луны. Используя свой придаток как оружие, он ведет разрушительные войны с Солнцем и Луной, которые донесли о его воровстве; он затемняет их во время затмений. Предполагается, что эта притча имеет мистическое, оккультное значение (см. Лунные узлы).

 

РАВНОДЕНСТВИЯ ТОЧКИ

Точки пересечения плоскости эклиптики с плоскостью экватора. В некотором отношении аналогичны лунным узлам.

 

 

РАДИКАЛЬНЫЙ

1. Положение в карте рождения, в отличие от прогрессивного, дирекционного, транзитного и пр.;

2. В хорарной астрологии - карта, которая в состоянии дать однозначный ответ на поставленный вопрос.

 

РАДОСТЬ

"Радость" - термин, применявшийся древними источниками для обозначения сходства между определенными планетами и знаками, не обязательно исходя из их "достоинств", значение которого утеряно во тьме веков. Но были попытки придать ему конкретный смысл. Согласно одной теории, планета может быть в радости, если, будучи сама в слабости, она "сочувствует" другой, которая получает достоинства. Так, Сатурн может быть в "радости", если Марс находится в Козероге, которым Сатурн управляет, и где Марс в экзальтации и поражает противоположный Рак, управляемый Луной. Он также в "радости", если Меркурий находится в одном из его тригонов, поскольку знаки, которыми они (Сатурн и Меркурий) управляют, находятся в одинаковых тригонах (Козерог и Дева - земля, Водолей и Близнецы - воздух). Он (Сатурн) также в "радости", если Венера находится в одном из своих знаков, поскольку они также соответствуют тригонам знаков Сатурна (Телец - Козерог, Весы - Водолей). Злотворная планета в "радости", когда другая злотворная планета поражает Солнце, Луну или одну из благотворных планет, находящихся в достоинстве. Далее, Юпитер в "радости", когда Солнце входит в один из управляемых им знаков (Стрелец или Рыбы), или в Рак, где Юпитер в экзальтации, или, по меньшей мере, когда Солнце в одном из знаков его (Юпитера) тригонов - огня и воды, также, когда Луна или Марс находятся в них. Марс в "радости", когда Солнце в экзальтации, когда Луна в своем знаке или когда Сатурн в Козероге, Марс в "радости" от того, что он расположен во Льве, поскольку Марс и Лев - огненной природы. Такое значение термина принадлежит эпохе, когда писатели-астрологи были больше поэтами, чем учеными. Короче говоря, планета в "радости", когда другая планета расположена в одном из ее достоинств.

Предполагалось и другое значение термина: планета "радуется", находясь в определенном доме: Сатурн в XII, Юпитер в XI, Марс в VI, Венера в V, Меркурий в I, Солнце в X, Луна в III. Говорится также, что Солнце и Юпитер в "радости" в домах друг друга, так же как Сатурн и Меркурий, Венера и Луна. Все эти добавления создали термину дурную славу, и он в общем не используется современными астрологами. Можно было бы предложить оставить за этим термином значение того же типа, каково значение достоинств и слабостей по знакам, - но для домов.

 

РАЗЛИЧНЫЕ МЕСТА

Термин, иногда применяемый к разности между направлениями при восходе Солнца и при закате. Видимо, говорит о попытке учесть факт горизонтального параллакса. Термин редко используется современными авторами.

 

РЕКТИФИКАЦИЯ

Уточнение или исправление данных о моменте рождения (неизвестных или искаженных). Ректификация может основываться на:

1. "Пренатальной эпохе" - дуге движения Луны, которая по Е.Х. Бейли должна находиться в определенных отношениях с Асцендентом при рождении;

2. Сопоставление положения планет по домам и характера и обстоятельств жизни человека;

3. Датах важных событий, исчисляемых по дирекциям: несчастные случаи, болезни, смерть родителей, получение наград, почестей, женитьба, рождение ребенка.

Предлагались и другие методы, но они не получили общего одобрения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: